Шиш без масла

Экспертиза “МК”: лишь каждая пятая пачка сливочного масла содержит качественный продукт

10 октября 2011 в 18:30, просмотров: 5525

Кашу маслом не испортишь — утверждали наши предки. Еще как испортишь — утверждаем мы. «МК» вместе с Обществом защиты прав потребителей «Равноправие» провел экспертизу «натурального сливочного масла». Результаты оказались куда хуже, чем мы предполагали. Нарваться на подделку можно, даже покупая очень даже недешевое маслице. Качественное масло обнаружилось лишь в каждой пятой пачке. Остальные 80% продукции специалисты назвали «откровенной фальшивкой, нередко опасной для здоровья».

Шиш без масла
фото: Михаил Ковалев

Сначала — об основных категориях, на которые принято делить фальсификаты в зависимости от признака несоответствия.

Первая. Несоответствие заявленного количества жира действительному. Встречается в 15% случаев нарушения технологии производства. Например, на упаковке производитель заявляет: «масло крестьянское, 72,5% жирности», а на самом деле в этом масле 60% жирности. Да, покупателя обманули на 112,5 калории. Но для здоровья это, слава богу, не опасно.

Вторая. Разбавление продуктов растительным жиром. Частота нарушения — 75%. Особенно недобросовестные производители любят пальмовое масло. «Попадая в наш желудок, пальмовое масло остается пластичной липкой массой наподобие пластилина, — говорит диетолог Елена Текина. — Этот продукт — сильнейший канцероген. Развитые страны давно отказались от ввоза пальмового масла в страны для пищевого использования, а также ограничивают продукты с его содержанием в продаже, обязательно помечая на этикетке о его присутствии. Единственный плюс пальмового масла — дешевизна».

Третья. Несоответствие по микробиологическим показателям. Имеется в виду наличие в масле различных вредных микроорганизмов — кишечной палочки, сальмонеллы. Встречается в 10% некачественных продуктов. Ни для кого не секрет, что даже организму взрослого здорового человека эти бактерии могут нанести существенный ущерб, не говоря уже о здоровье детей. Опасные микроорганизмы содержатся в каждой десятой пачке, утверждают эксперты Общества защиты прав потребителей.

Для экспертизы мы взяли продукты подешевле и подороже. Покупали принципиально не на базарах, а в супермаркетах. Продукты, на упаковках которых производители честно сообщали о содержании добавок, мы в расчет не брали. Итог: в большинстве проверенных нами образцов встречались все категории фальсификатов.

инфографика: Иван Скрипалев

Масло сладкосливочное крестьянское «Ильинское», 72,5%. Масса 180 г, стоимость 57 руб. Результаты экспертизы: молочного жира не более 50%, наличие бактерий группы кишечной палочки, повышенное содержание плесневых грибов и дрожжей в 1 г продукта.

Масло сливочное «Доярушка», 82,5%. Масса 200 г, стоимость 44 руб. Результаты экспертизы: молочного жира не более 80%, повышенное содержание мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов.

Масло сливочное крестьянское «Бабушкин продукт», 72,5%. Масса 200 г, стоимость 29 руб. Результаты экспертизы: молочного жира не более 10%, наличие бактерий группы кишечной палочки.

Масло сладкосливочное «Полная крынка», 82,5%. Масса 180 г, стоимость 49 руб. Результаты экспертизы: молочного жира не более 50%.

Масло сливочное «Сметановъ», 82,5%. Масса 180 г, стоимость 34 руб. Результаты экспертизы: молочного жира менее 40%, повышенное содержание мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, наличие бактерий группы кишечной палочки.

Способен ли простой покупатель определить качество масла по запаху, цвету, вкусу и т.п.? Нет, нет и еще раз нет. Поставить «диагноз» продукту можно только по результатам лабораторных анализов. Однако, придерживаясь некоторых простых правил, вы снизите риск нарваться на подделку.

Обращайте внимание в первую очередь не на красивые надписи на упаковке типа «масло коровье натуральное», а на саму упаковку — знакома ли она вам? Все «долгоиграющие» бренды имеют стабильно высокое качество, заявленное на упаковке. Покупая масло от производителя, проверенного временем, вы, скорее всего, купите качественный продукт. Изготовители же, которые регулярно меняют название продукта, чаще всего попадаются на подделках. Некоторые производители поставляют свою продукцию только в небольшие магазины, считая, что так она менее заметна.

инфографика: Иван Скрипалев

Нужно понимать, что качественное масло не может стоить меньше 30 рублей за пачку (сумма уточняется, так как данные о себестоимости масла достаточно закрыты). Понятно также, что чем дешевле стоит масло, тем выше шанс нарваться на подделку. Хотя сказать наверняка, что масло за 80 руб. лучше, чем за 40 руб., нельзя.

Все остальные способы определения качества масла (вкус, цвет, плавление) не могут однозначно свидетельствовать, «правильное» оно или нет. «Даже надои у одной и той же коровы могут отличаться, а уж тем более цвет масла», — шутят спецы.

Контроль за производителями осуществляют Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но призвать к ответу халтурщиков непросто даже госструктурам, не говоря уже об общественных организациях.

Эксперты выделяют три сложности в работе Роспотребнадзора. Во-первых, производители нанимают лучших юристов и разбивают дела в судах. Но даже если привлечь недобросовестный завод к административной ответственности, потери будут невелики. ФАС рассматривает обращение потребителя от 3 месяцев до 2 лет. Максимальная сумма штрафа составит 100 тыс. руб. Делим ее на средний срок рассмотрения обращений и получаем: недобросовестный производитель с многомиллионным доходом тратит на штраф примерно 7000 руб. в месяц. Что касается судебной практики, в среднем в пользу потребителя взыскивается 10 000 руб. При делении этой суммы на средний срок рассмотрения получается, что производитель теряет 1700 руб./месяц. Ну и зачем ему переходить на выпуск качественного товара с высокой себестоимостью?

инфографика: Иван Скрипалев

Во-вторых, для внеплановых проверок нужно согласие прокуратуры. «Именно это согласие, наверное, и пугает органы, — говорят мои собеседники. — В нашей практике была произведена только одна внеплановая проверка производителя». В-третьих, о точной дате плановой проверки компании знают заранее. И им достаточно времени, чтобы на период проверки привести все в идеальное состояние и использовать в эти 2–3 дня качественное сырье. Но даже если производителя удается поймать с поличным, суд исходит из принципа наложения минимальных штрафов. Причем в отношении продукта, а не товара. Поэтому недобросовестный производитель просто меняет одно слово в названии и продолжает выпускать некачественную продукцию.

— Нужно увеличивать штрафы и сокращать время рассмотрения обращений потребителей, — утверждают юристы. — Более того, необходимо установить на законодательном уровне право ФАС выдавать предписания не в отношении продукта, а в отношении производителя.

Благодарим общество защиты прав потребителей за предоставленную аналитическую информацию.



Партнеры