Столичную подземку поднимут иностранцы

Город планирует закупать новые эскалаторы за рубежом

10 октября 2011 в 18:43, просмотров: 3054

Чтобы за 5 лет построить и ввести в эксплуатацию 75 км новых линий метрополитена, столичным властям придется решить целый комплекс проблем. Как выяснилось, Москве не хватает не только проектной документации и производственных мощностей, но и сопутствующего оборудования, без которого в метро никто не поедет, — в первую очередь эскалаторов. Единственный в стране профильный завод однозначно не сможет оснастить все 36 станций, запланированных к вводу до 2016 года.

Столичную подземку поднимут иностранцы

В московском метро работают 643 эскалатора. Обойтись без них невозможно, так как почти все городские станции — глубокого заложения. Заменить самодвижущиеся лестницы на обычные тоже не получится, поскольку люди не смогут двигаться так быстро, как это необходимо для нормальной работы подземки. В часы пик эскалаторы должны увезти основную прибывшую толпу со станции наверх до прихода следующего поезда. В противном случае на платформе неизбежна давка.

Новые станции тоже придется оснащать эскалаторами, поскольку в условиях города «мелкое заложение» — ситуация довольно редкая. До сегодняшнего дня все заказы на производство «лесенок-чудесенок» столичные власти вынуждены размещать на питерском заводе «ЭЛЭС», который является монополистом в этой области. В августе Сергей Собянин раскритиковал предприятие за срыв сроков поставки для трех новых станций — «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово», и это далеко не первый случай. «Из-за того, что выполнение заказа задержалось, мы были вынуждены на полгода позже открыть после реконструкции станцию „Добрынинская“. Вместо декабря 2007 года она начала принимать пассажиров в июне 2008 г.», — рассказал «МК» представитель метрополитена. Аналогичная ситуация, по его словам, произошла и с ремонтом станции «Электрозаводская».

Напомним, что до конца 2015 года мэрия обещает организовать строительство 75 км линий метро и 36 новых станций. Это минимум 144 эскалатора (из расчета 4 на один объект, хотя ранее чиновники говорили, что нужно по 6–8). Кроме того, транспортная программа Москвы предполагает замену к 2017 году 64 эскалаторов на действующих ветках. «С такими объемами питерцы точно не справятся. Ведь они выполняют заказы не одной Москвы, но и других городов-миллионников», — говорит собеседник газеты. Нерасторопность монополиста уже столкнула Москву лбом с другим заказчиком «ЭЛЭС» — Екатеринбургом. Столица Урала ожидает поставки четырех приводных зон эскалатора аж с 31 марта, а завод оправдывается тем, что в первую очередь должен выполнить собянинский заказ. Однако глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин сетует, что особого трудового энтузиазма на заводе не заметил: «Приехали — а цеха все пустые».

По его словам, Москва не сможет справиться с обязательствами по запуску новых станций и ремонту существующих, если не наладит собственное производство эскалаторов. Интерес к сотрудничеству с мегаполисом уже проявляют такие иностранные компании, как Hyundai, «Тиссен», «Отис» и Mitsubishi. Всего городу в обозримой перспективе потребуется 260–280 новых эскалаторов. «В ближайшие пять лет речь идет о заказе на 15 млрд. руб.», — уточняет глава стройкомплекса. Он считает, что наиболее подходящим по цене и качеству является предложение корейских производителей, однако мэрия не заинтересована в появлении нового монополиста: «Нужно создать такие условия, чтобы компании конкурировали между собой». Одной из возможных площадок для размещения эскалаторного производства власти называют цеха ЗИЛа: бывший автомобильный гигант как раз находится в поиске стратегических инвесторов.

Зарубежные модели эскалаторов придется адаптировать под российские технические нормы, но других проблем возникнуть не должно. Дело в том, что наши «лесенки-чудесенки» являются аналогами оборудования Otis Elevator Co. В 1934 году советские власти после длительных переговоров отказались от сотрудничества с этой фирмой, поскольку отечественные Кулибины успели выяснить все необходимые секреты и на базе оригинала разработать собственную модель эскалатора.





Партнеры