“Одно окно” разрослось до “одного дома”

В Москве начинают работать многофункциональные центры, позволяющие горожанину разом обойти нужные инстанции

10 октября 2011 в 19:30, просмотров: 4278

Каждый москвич хоть раз в жизни обращался в госорганы за теми или иными услугами, будь то получение паспорта или оформление какой-нибудь справки. И все сталкиваются с одними и теми же проблемами: очереди, маленькие помещения, необходимость бегать из одной конторы в другую. “Одно окно”, которое должно было облегчить жизнь горожан, на деле ситуацию принципиально не изменило. Однако сейчас в городе стартовала программа создания так называемых многофункциональных центров (МФЦ), призванная улучшить ситуацию. “МК” выяснил, что это будут за центры и как они смогут помочь людям.

“Одно окно” разрослось до “одного дома”
фото: Олег Адамович

— «Одно окно» не избавило горожан от необходимости ходить по инстанциям и собирать бумажки. У нас появилась идея наладить обмен информацией между учреждениями, — рассказывает руководитель Комитета государственных услуг Москвы Алексей Степанов. — Человек приходит к чиновнику с минимальным набором данных о себе, а дальше ведомства сами ищут то, что им нужно. Объединить различные ведомства было решено в специальных многофункциональных центрах. Подобный принцип, кстати, с успехом реализован в Дубае. Там вся возможная власть сидит в одном небоскребе. Первые же этажи заняты приемными.

Быстро стало ясно, что создать МФЦ на базе существующих «окон» невозможно. Нет подходящих помещений и технического обеспечения. Нужна площадка рангом повыше. Такая нашлась в здании управы района Рязанский. Именно тут несколько лет назад открыли первый экспериментальный центр.

Внешне его помещение больше всего напоминает большую сберкассу. Светлый зал, столы с информационными буклетами, вдоль стен небольшие застекленные окошки. За ними сидят специалисты из разных ведомств.

— Мне нравится здешняя система электронной очереди, — говорит посетительница. — При входе на терминале выбираешь, к кому тебе нужно, автомат выдает квиток с номером. После остается только дождаться, пока над окном не загорится твое число. Нет проблем с потерянной очередью или тем, кто последний.

В зале помимо информационных стендов стоят два компьютера с бесплатным Интернетом. Здесь можно различные заявления оформить в электронном виде.

— Согласно идее МФЦ, в каждом центре человек может получить весь комплекс госуслуг, — говорит г-н Степанов. — На первом объекте сделать этого еще не удалось. Здесь сидят только представители инженерной службы, паспортного стола, ЕИРЦ, Департамента жилищной политики, Центра жилищных субсидий, БТИ и Департамента соцзащиты. Они обмениваются друг с другом своими базами данных. Имеющегося достаточно, к примеру, для того, чтобы оформить перепланировку жилья или приватизировать квартиру.

В обозримом будущем многофункциональный центр в управе района будет дооборудован. Параллельно с этим в городе открываются новые МФЦ. Так, 22 августа такие заработали в районах Лефортово и Нижегородский. Вообще же до конца этого года запускают еще 7 новых центров. Вчера Сергей Собянин посетил один из них, открывшийся в Замоскворечье.

К 2013 году многофункциональные центры появятся во всех районах столицы. На эту программу город выделил 9 млрд. рублей. 65 помещений уже подобрано, на 25 есть вся разрешительная документация. Главная особенность МФЦ — в одном помещении объединят не только городские службы, но и федеральные. Так, можно будет обратиться к работникам налоговой службы, Пенсионного фонда и миграционной службы.

Пока же районы Москвы еще ждут свои центры, мы посетили полноценный действующий МФЦ в Лефортове.

При входе посетителей встречают специальные консультанты, которые рассказывают людям, куда им нужно обратиться с их проблемой. Здесь же стоит терминал, выдающий билетики на очередь. После того как посетитель выяснил, к кому же надо идти, он на лифте отправляется на верхний этаж.

— Мы предоставляем 62 госуслуги и выдаем 136 видов документов, — говорит директор МФЦ Светлана Авдошина. — Чтобы всем людям удобно было посещать нас, центр работает с 8 утра до 8 вечера. Пока, правда, специалисты разных ведомств все равно работают по установленному для их организаций расписанию. Но в ближайшем будущем все наши сотрудники полностью перейдут на распорядок центра.

Работники нового объекта с гордостью рассказывают про свою универсальность. В качестве примера удобства нового центра приводят процедуру регистрации новорожденного. Раньше после прибавления в семействе родителям приходилось идти в отдел ЗАГС, Департамент соцзащиты, Пенсионный фонд, миграционную службу и инженерную службу района. Везде надо было собирать справки. Теперь же папам и мамам достаточно прийти в МФЦ и пройти все формальности у одного человека. Мы ради интереса спросили у местного сотрудника ЗАГС, можно ли в центре сыграть свадьбу.

— Нет, для этого мы все-таки не приспособлены. Правда, не исключено, что в будущем к нам смогут приходить те, кому без всяких церемоний просто нужен штамп в паспорте, — ответили нам.



Партнеры