Под колесом у мафии

Нелегальные междугородные автобусы мешают работать в Москве честным компаниям-перевозчикам

12 октября 2011 в 19:46, просмотров: 9429

Похоже, что звание “самый опасный вид пассажирского транспорта” у маршруток перехватывают междугородние автобусы. Они таранят грузовики, выезжают на встречку, пытаются проскочить перед идущим поездом, падают в кювет, переворачиваются и горят.

Большинство из них прибывают в столицу на стихийные стоянки и автовокзалы. Автобусы не проходят перед рейсом техосмотр, а водители — бомбилы — медицинский контроль.

Между тем тому, кто готов работать легально и платить налоги, вставляют палки в колеса. Как стало известно “МК”, сотням перевозчиков по неизвестным причинам Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы не продлевает согласования паспортов маршрутов.

Спецкор “МК” проехал по нелегальным автостанциям и выяснил, кому выгодно, чтобы рынок регулярных междугородних автобусных перевозок, и без того большей частью находящийся в теневом секторе, и вовсе погрузился во мрак.

Под колесом у мафии
фото: Светлана Самоделова

«Автобус заказывали?»

На площади Павелецкого вокзала до сих пор раскопки, уже который год. Сюрреалистическую картину раскуроченных плит дополняет припаркованный микроавтобус «Соболь» без номеров. Из него периодически выныривает глашатай и кричит в толпу: «Ростов, Воронеж, Самара, Пенза...» Если раньше междугородние автобусы стояли прямо на привокзальных площадях, то теперь их прячут на прилегающих улицах.

В автомобиле устроен своеобразный диспетчерский пункт, заинтересованным лицам выдают схему, по которой в закоулках Замоскворечья можно отыскать один из трех подпольных автовокзалов.

По выданной мне карте иду к дому № 16 по улице Кожевнической. «Дикую» автостанцию видно издалека. Внутрь дворов, как в воронку, ныряют один за другим «Неоплан» и «Сетра». Сам лаз довольно неприметен. На въезде — шлагбаум и безразличный охранник, раскачивающийся на табурете. Рядом — среди мутных потеков неизвестного происхождения — будка чуть больше собачьей. Судя по надписи на грязном стекле — камера хранения. Стены подпирают десятка три пассажиров. Многие сидят прямо на асфальте. Касс не наблюдается.

В тесном дворе грузятся два автобуса. Лавирую среди баулов, ящиков, коробок, ощущение такое, что идет эвакуация. Выясняю, что «Неоплан» идет в Саратов.

— Где купить билет? — кричу в нутро автобуса.

— А он тебе нужен? — отзывается водитель.

Говорю, что нужно отчитаться за командировку в бухгалтерии. Меня отсылают обратно к Павелецкому вокзалу, где расположены кассы.

Остальные пассажиры, отстегнув по 1200 рублей, спешат занять свободные места. Багаж не досматривают, паспорт не требуют.

На погрузке в тесном внутреннем дворике автобусы долго не стоят. «Гараж» у них — на Шлюзовой набережной. Узкая дорога вдоль Москвы-реки превратилась в отстойник междугородних автобусов. Они припаркованы даже под знаком «остановка запрещена». На лобовых стеклах крупно выведено: Липецк, Воронеж, Пенза... Дабы не светиться, многие «левые» иногородние автобусы вообще никак не помечены. Но на всех без исключения красуется картонка «Заказной».

Заказные перевозки предусматривают, например, поездку сотрудников совхоза на ярмарку или выезд детдомовских ребятишек на экскурсию. «Серые» перевозчики под видом заказных перевозок пускают регулярные рейсы, предпочитая именовать их чартерными. Чтобы набрать пассажиров, устраивают автостанции в самом центре Москвы, поближе к железнодорожным вокзалам.

Дубининская улица, Рязанский переулок, Окружной проспект, Сыромятнический проезд... На сегодняшний день действует 44 нелегальных точки прибытия и отправления автобусов. При том, что официально зарегистрированных автовокзалов в столице — 9.

— Согласно нормативным документам, межрегиональные и междугородние регулярные автобусные перевозки должны проходить только между автовокзалами, — говорит в ходе телефонного разговора руководитель компании «Русские автобусные линии» Борис Лоран. — Еще в 2005 году постановление правительства Москвы от 18 января 2005 г. № 24-ПП определило порядок согласования официальных мест прибытия и отправления междугородних автобусов.

Но стихийные автовокзалы как процветали, так и процветают.

— Что творится на этих точках — это отдельный разговор. Автобусы идут в центр, создают пробки, коптят. Кого везут — непонятно. Водители порой ездят, забыв дома права. А зачем документы, когда деньги решают все? Про налоги — я вообще молчу...

Жители улиц, прилегающих к вокзалам, уже с кулаками бросаются на пассажиров, которые их дворы превратили в перрон, зал ожидания и туалет. На набережной толпы людей в ожидании междугородних автобусов сутками сидят на баулах под окнами жилых домов. Работающие двигатели не смолкают ни на минуту.

Жители умоляют убрать перрон фактически из двора. Власти закроют одну точку, рядом возникает другая. Владельцы транспортных компаний постоянно меняют юридическое лицо и продолжают незаконно работать.

— За два месяца до теракта в «Домодедово» у нас на Смоленском автовокзале был министр транспорта Левитин. Ему указали на то, что рядом со Смоленским автовокзалом нелегально работают перевозчики, чьи автобусы отправляются от привокзальной площади железнодорожного вокзала, расположенной в непосредственной близости от автовокзала — в 300 метрах от него, — говорит Борис Лоран.

Сопровождающим лицам, ответственным за транспорт области, министром было дано указание: «Немедленно убрать!» Они взяли под козырек: «Есть!» Но нелегальная точка как работала, так и ныне продолжает работать.

После совершенных взрывов органы, ответственные за обеспечение безопасности, начали проводить активную работу по усилению защищенности автовокзалов, в частности нам предписали: поставить заборы вокруг автовокзалов, предусмотреть подземную преграду на случай подкопа, вместо двух постов охраны сделать три: вдруг враг пойдет не с двух сторон, а с третьей.

Автовокзалы готовы это делать. Но на всех совещаниях в различных структурах мы обращаемся в том числе и к силовикам: «Хорошо, мы вкладываем деньги, усиливаем защищенность, наводим порядок, платим налоги, но вы со своей стороны освободите нас от нелегального рынка». Однако в этом направлении ничего не делается.

При таких условиях становится совершенно бессмысленной вся работа, проводимая по обеспечению транспортной защищенности автовокзалов. Параллельно с нами с несогласованных пунктов перевозят пассажиров так называемые заказные автобусы, применительно к которым речь о соблюдении транспортной безопасности вообще не идет.

фото: Геннадий Черкасов

«Работаешь легально? Получи 100 тысяч штрафа»

Объемы перевозок между тем потрясают. Например, даже в 2009 кризисном году на автобусах перевезли более 11 миллиардов пассажиров, что в 40 раз больше, чем по железной дороге, и в 200 раз больше, чем на самолетах.

Ежедневно в Москву прибывает около 3 тыс. автобусов, и только 700 из них — на легальные автовокзалы, расположенные преимущественно около периферийных станций метро. Эти маршруты обслуживают около 400 официально зарегистрированных перевозчиков, у которых есть на руках согласование паспортов маршрутов. Вернее, было. Еще в феврале десятки компаний подали в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры маршрутную документацию на согласование. И тишина. Документы по неизвестным причинам остаются неподписанными. Законопослушных перевозчиков можно объявлять ныне нелегалами. Более того, по полученной информации, их уже начали штрафовать.

— Это добросовестные легальные перевозчики, — говорит первый вице-президент некоммерческого партнерства «Единая транспортная система «Российские автобусные линии» Вячеслав Крючков. — Согласно постановлению правительства Москвы от 18 января 2005 г. № 24-ПП, они вовремя подали заявки, ничего не нарушают, не создают аварийных ситуаций, платят налоги. По логике вещей, им автоматически должны были продлить московское согласование паспортов маршрутов. Но не продлевают. Поменялась власть в городе, поменялось руководство Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, а необходимого согласования нет.

А надзорные органы совместно с ГКУ «Организатор перевозок» не спят, рейды проводят, потому что отсутствие согласованных в установленном порядке маршрутов можно квалифицировать как административное нарушение — по ст. 10.7 Закона Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях». Соответственно на водителей возлагаются штрафы, а они немалые, до 100 тысяч рублей.

Удивительное дело, Департамент транспорта затягивает с продлением паспортов маршрутов, а его уполномоченный орган — ГКУ «Организатор перевозок» — накладывает штрафы. Естественно, что среди легальных перевозчиков растет недовольство, пошли обращения в прокуратуру.

Каким должны быть следующие действия региональных предприятий? Прекратить автовокзальную деятельность, подойти к первому попавшемуся столбу, повесить табличку «Заказной» и набрать пассажиров?.. И все, никаких согласований не надо. Создаются все предпосылки, чтобы легальный рынок опять стал «отзаборным».

— Не секрет, что любой местный департамент региональному перевозчику, который обслуживает доходные межрегиональные рейсы, «вешает» как социальную нагрузку убыточные внутренние рейсы по области. Что получается? Уничтожив рынок на межрегиональных маршрутах, создадут глобальные проблемы в регионах. Перевозчики разорятся, перестанет существовать сеть убыточных внутренних рейсов. Те же московские компании, которые сейчас пытаются отобрать у региональных перевозчиков их рейсы, никогда не поедут в Брянскую или Смоленскую области, чтобы возить пассажиров в какую-нибудь глухую деревню.

«Автобус сгорает за 7 минут, — сообщил мне в частной беседе один из водителей, обслуживающий рейс Майкоп—Москва. — Будут подрезать нам наработанные маршруты, будут случаться „самовозгорания“, иначе как отбить интервенцию Москвы? У нас другого выхода нет, нам надо кормить свои семьи».

«Транспортные войны» вспыхнут с новой силой. Стоит напомнить, что два года назад убили президента «Тулатранс» Николая Митяева. Позже на юге Москвы напали на владельца «Вест Лайн» Сергея Лисина, чья фирма обслуживала рейсы Москва—Тверь и Москва—Владимир.

фото: Светлана Самоделова

«Ценник: миллион евро»

Пока душат официальных перевозчиков, под надежной «крышей» множатся «серые» компании. Один из крупных региональных перевозчиков на условии анонимности согласился прокомментировать ситуацию:

— Любая нелегальная точка в месяц дает сбор около миллиона долларов. Треть от этой суммы никуда не уезжает, остается на точке. Задумайтесь, перевозится 11 миллиардов человек. 2/3 — нелегалами. Возьмите 100 рублей на каждого пассажира, и от этих 100 — 30 рублей, что идут порядочным «пацанам» и их сотрудникам, что зазывают пассажиров, товарищам в погонах, различным службам... Сумма колоссальная. Пока есть что делить, делить будут. Поэтому очень выгодно, чтобы рынок междугородних автобусных перевозок был в тени.

Взять тот же Щелковский вокзал ГУП Московской области. С улиц, прилегающих к вокзалу, отправляется больше автобусов, чем с территории самого вокзала.

Чтоб вы понимали масштаб: только на перевозках в Ивановскую область сбор там подпрыгивает до 3 млн. рублей в месяц. А есть еще Нижегородская, Владимирская, Ярославская, Чебоксары... Бомбилам на автобусах плевать, что путешествие по российским дорогам превращается в «русскую рулетку».

— На рынок международных перевозок пришли временщики: кто-то должность купил, кого-то поставили заинтересованные структуры, кто-то пришел голозадый и хочет стать богатым. В нашей ситуации деньги можно рвануть там, где перевозчику надо что-то подписать. Вместо того чтобы дать перевозчику нормально работать, ему тормозят оформление необходимой документации, штрафует то одна структура, то вторая...

При таких условиях для обеспечения стабильности и гарантии своего бизнеса перевозчик вынужден искать способы скорейшего разрешения возникающих проблем, в том числе готов за это платить. Есть, условно говоря, прайс всех услуг. Официальный платеж за оформление документов составляет около 15 тыс. рублей. Неофициально, в зависимости от того, насколько «сладкий» маршрут, сумма может доходить до миллиона.

Мы сейчас ждем, кого перевозчики первым из чиновников сдадут на взятке. А что сдадут — несомненно, потому что просят сумму, эквивалентную прибыли за полгода.

— Например, чтобы официально открыть/согласовать новый пункт прибытия/отправления междугородних автобусов, в Москве просят миллион евро.

А нелегальный рынок тем временем трансформировался в некую ассоциацию, которая не стесняясь публикует на своем сайте расписание отправления автобусов от Казанского и Павелецкого вокзалов, а также автостанции «Черкизовская», которые не являются автовокзалами, согласованными с Департаментом транспорта. Их бы за это следовало привлечь к ответственности, но не привлекают.

— В отдельных регионах смогли же задавить нелегалов. Взять ту же Ивановскую область. Антитеррористическая комиссия вместе с губернатором вынесла вердикт: ликвидировать нелегальный рынок международных автобусных перевозок. Начальник областного департамента транспорта вывел службу контроля в рабочее время утром на нелегальные точки, вдобавок на единственном выездном посту из Иванова начали останавливать и проверять проскочившие контроль автобусы. Банально входили в салон и спрашивали: «У кого есть билет?» Ага, есть! Какая ж это заказная перевозка, когда человек с билетом? Все — штраф. За неделю нелегалы понесли такие убытки, что решили легализоваться. Значит, все-таки есть способы борьбы с нелегалами.

Кроме того, например, в таких регионах, как Татарстан или Башкирия, вообще нет нелегальных перевозчиков. И в столице можно было бы навести порядок. На трассах, на постах ГАИ есть камеры. За 10 дней можно было бы отследить все проходящие автобусы, потом поднять данные и проверить, кто зарегистрирован по Минтрансу как регулярный, кто промышляет заказными перевозками.

«Где деньги видны, их уже не своруешь»

А что же легальные перевозчики? Вячеслав Крючков признается:

— Чтобы защищать интересы добросовестных транспортных компаний, транспортное сообщество вынуждено было объединиться в некоммерческие партнерства, одно из которых объединяет автовокзалы, второе — перевозчиков. Привлекая лучших специалистов, мы разработали программу по улучшению транспортного обслуживания населения и организации цивилизованного рынка межрегиональных и международных автобусных перевозок в городе Москве.

Так вот, на мой взгляд, наша программа к первому лицу города дошла в урезанном виде и ее реализация всячески тормозится. Скорее всего есть масса «заинтересованных» людей, которым совершенно не нравится, когда процесс абсолютно прозрачен, когда деньги видны. Где они видны, их уже не своруешь. Потому что будут вопросы.

Сергей Собянин производит впечатление целенаправленного, волевого человека. Мы уверены, что если у московского мэра будет полноценная информация о нашем рынке, он разберется и среагирует. Иначе что еще должно произойти, чтобы навели, наконец, порядок? Взорваться автобус на Красной площади, причем с табличкой «Заказной»?

Мы отправили запрос руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Николаю Лямову. Редакция «МК» готова опубликовать его комментарий.



Партнеры