Как отличить пассажира от террориста?

Безопасность на вокзалах США обеспечивают специальные подразделения

14 октября 2011 в 10:00, просмотров: 1255

В США cчитается, что работа частных охранных структур по патрулированию вокзалов и видеонаблюдению за привокзальной территорией эффективнее металлодетекторов и прочих технических средств. Однако ряд чрезвычайных ситуаций заставляет об этом задуматься.

Как отличить пассажира от террориста?

История мер обеспечения безопасности железнодорожных перевозок в США неразрывно связана с историей развития американских железнодорожных компаний, которые, в отличие от России, изначально принадлежали частным владельцам.

В течение полутора веков сотрудники специальных подразделений железнодорожных компаний отвечали за обеспечение безопасности. Но постепенно начал возникать разумный вопрос — как же должны разграничиваться полномочия сотрудников частных компаний и обычных полицейских.

Государство ответило на него в 1970 году. Тогда сотрудники полицейской службы компании Amtrak первыми получили статус полноценных полиейских офицеров, работающих, однако, не на государственные структуры, а на частную компанию. С того момента началось уравнивание в правах специальных сотрудников железнодорожных компаний и полицейских (для получения соответствующих полномочий они должны быть аккредитованы при полицейских структурах штатов). Сегодня свои полицейские подразделения имеют все крупные компании, причем как грузовые, так и пассажирские. Они, например, есть у компаний Amtrak, BART (Bay Area Transit police), BNSF, Canadian Pacific Railway и других железнодорожных гигантов.

Большая по времени часть работы этих сотрудников посвящена обеспечению бытовой безопасности на вокзалах и на других объектах железнодорожной инфраструктуры. Они следят за предотвращением правонарушений на вокзалах, безопасностью железнодорожных переездов и т.п.

Например, сотрудники компании Amtrak, согласно должностной инструкции, отвечают за безопасность поездов, полосы отчуждения (то есть прилежащей к железной дороги территории), средств технического обслуживания, а также железнодорожных вокзалов. В компании пригородных перевозок в Сан-Франциско (BART) 300 сотрудников департамента полиции должны следить за происходящим на парковках, на привокзальных площадях. Они же должны налаживать отношения с государственными службами экстренного реагирования на случай критических ситуаций. Сам персонал департамента разделен на ряд служб — диспетчерская (связывается с подразделениями службы 911), патрульная и несколько групп спецопераций. Кроме того, в компании есть сотрудники по расследованию криминальных происшествий, служба видеозаписи с камер наружного наблюдения, а также аналитики по пассажирскому трафику и по криминогенности окружающей обстановки. Железнодорожные полицейские наделены полномочиями по аресту пассажиров на основании совершенных на частной инфраструктуре правонарушений. То же происходит и в компании BNSF, полицейские которой имеют полномочия в отношении преступлений, совершенных против собственности компании (например, вандализм, незаконные граффити).

Официальной статистики того, насколько эффективно работы таких служб снижают число бытовых преступлений транспортные компании не предоставляют. Однако всем известны примеры неудачной работы подобных ведомств. Так в 2009 году полицейский из числа сотрудников BART по ошибке застрелил безоружного темнокожего пассажира Оскара Гранта. Тогда полицейский утверждал, что он неправильно трактовал действия пассажира, который предположительно мог быть вооружен огнестрельным оружием. В итоге эти события вызвали бурю протестов — демонстранты поджигали машины и били витрины. Полицейские со своей стороны старались жестко подавить волнения. Арестовано было более 100 человек.

Наверно эти события могли бы смягчить или хотя бы изменить подход к системе обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, однако террористические акты в США 9 сентября 2011 года не оставили для этого шансов. Полномочия полицейских подразделений транспортных компаний были расширены.

В частности, им были даны права по контактному контролю пассажиров. Среди используемых методов — выборочная проверка пассажиров на вокзалах, перронах или в поездах. Согласно специальной инструкции, сотрудники компании Amtrak имеют право попросить пассажира предъявить документы, а также осмотреть багаж через специальное сканирующее оборудование. При этом процесс проверки багажа обычно занимает не более минуты. В случае если человек отказывается от прохождения процедур по обеспечению безопасности, ему запрещается посадка в поезд, но компания возмещает стоимость билета. Численность штата подраздения, обслуживающего компанию с пассажиропотоком более 30 млн. в год, составляет всего 450 человек.

На вокзалах США пассажир входит сегодня на вокзал без досмотра металлодетектором. При этом он должен находиться находится под наблюдением полицейских через системы видеонаблюдения, контролирующие парковки и привокзальную площадь. В здании вокзала он также находится под наблюдением камер и патрулирующих служб. Без объяснения причин полицейские могут проверить его документы и багаж (последнее они делают в специально оборудованном помещении, похожим на досмотровую зону аэропорта). После этого человек отправляется на перрон и садится в поезд по предъявлению билета.

Исключение делается для людей, которые везут с собой огнестрельное оружие: если они пассажиры поездов, то обязаны проходить досмотр. К примеру компания Amtrak не так давно ввела правила, согласно которым о намерении перевезти оружие пассажир должен сообщить за 24 часа до отправления рейса по телефону, а по прибытию на вокзал он должен пройти досмотр багажа специальными сканнерами, а также сотрудниками полиции, которые должны удостоверится в том, что оружие будет перевозиться в специальных контейнерах, защищенных от несанкционированного доступа ключом или парольной системой. В итоге, одобренное к перевозке оружие помещается в специальные багажные отсеки того же поезда, на котором следует его владелец.

Основная же роль в осуществлении антитеррористических мер отведена так называемой «невидимой» работе. Какие именно меры принимают железнодорожные полицейские, держится в секрете. Известно только что, как минимум один из офицеров железнодорожной полиции каждой компании должен быть прикомандирован к анти-террорестической службе ФБР. Кроме того, сотрудники железнодорожной полиции должны быть обучены методам обнаружения взрывчатых веществ. Судя по некоторым источникам, полицейские вокзалов имеют техническую возможность в критических ситуациях заглушить сигнал мобильной связи и интернета на территории железнодорожного объекта. Кроме того, сегодня не все сотрудники железнодорожной полиции носят униформу — части служащих разрешено находится в штатском. При этом все патрульные вооружены пистолетами типа Glock.

Власти США до сих пор спорят о том, какие же меры наиболее эффективны и как можно защищать граждан, не нарушая их права и минимизируя финансовые затраты на дорогостоящие системы безопасности (компания Amtrak в 2001 оценивала необходимые зараты минимум в 3 млрд. долларов). Счетная палата США считает, что национальным агентством транспортной безопасности должны быть выпущены инструкции, которые включают в себя комплексную программу по обеспечению безопасности камерами наблюдения, рентгеновскими сканнерами, ручными детекторами взрывчатки и кинологическими службами. Однако эта программа, несмотря на соответствующее решение 2007 года, до сих пор не принята.

Аргументами за ужесточение политики досмотра является наличие террористической угрозы. Хотя ни об одном терракте на американских железных дорогах неизвестно, власти США неоднократно заявляли о существовании таких планов у террористов (основными объектами для нападения считаются тоннели, мосты и другие сложные технологические объекты, статистики по предотвращению терактов не приводится). Аргументом против подобных мер является сложность обеспечения высокого уровня безопасности на железной дороге, а также тот факт, что ввод тотального контроля всех пассажиров и введение ограничений на перевозки жидкостей и прочего (как сделано в международной авиации) приведет к снижению пропускной способности железных дорог и привлекательности этого вида транспорта для тех, кому не нравятся многократные досмотры, проверки багажа и те многолюдные очереди, которые возникают в аэропорте. Поэтому пока в США концентрируются на «незаметных» способах контроля и отлаживании работы служб в случае чрезвычайных происшествий.

Насколько эффективными оказываются все эти меры, сказать сложно. По мнению начальника Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергея Абрамова, "вокзалы всегда были и впредь будут оставаться местами повышенной опасности – и так во всем мире. Поэтому как в России, так и в других странах задача обеспечения безопасности на вокзалах является приоритетной. Можно с уверенностью сказать: значительная эффективность в решении этой проблемы достигается только за счет комплексного подхода".

Между тем, новости о происшествиях на железнодорожных вокзалах США продолжают появляться. Так, в начале 2011 года в Атланте был зарезан 14-летний подросток после того, как стоящий рядом с ним на платформе мужчина заподозрил его в краже мобильного телефона. В итоге, система видеонаблюдения не позволила определить лицо преступника и он до сих пор так и не пойман. В этом же году повторился сценарий, подобный событию в 2009 году — на вокзале сотрудники транспортной полиции убили пассажира под предлогом обеспечения безопасности. Он, якобы, был вооружен двумя ножами и разбитой бутылкой. Этот случай также вызвал бурю негодования среди американских граждан. Последние неоднократно выходили на демонстрации, что заканчивалось беспорядками и многочисленными арестами. Государственной реакции по изменению полномочий или введению иных мер обеспечения порядка после этих случаях так и не последовало.

Так что ответ на вопрос «Как отличить пассажира от террориста?» остается в США на личное рассмотрение частных охранных структур.




Партнеры