Пилоты в свободном полете

Школам — участницам пилотного проекта по развитию общего образования в Москве запрещено закрывать бесплатные кружки

16 октября 2011 в 18:24, просмотров: 2359

16 октября столичный министр образования Исаак Калина рассказал журналистам о ходе эксперимента по переводу школ Москвы на новые принципы финансирования, а учителей — на новую систему оплаты труда. Первые итоги пилотного проекта с участием 983 школ подвел накануне наблюдательный совет, отслеживающий ход реформы.

Пилоты в свободном полете
фото: Геннадий Черкасов

Запущенный в марте этого года пилотный проект по развитию столичного образования преследовал три основные цели. Во-первых, равное бюджетное финансирование одинаковых образовательных услуг (например, любых школ с углубленным изучением химии). Во-вторых, новый принцип финансирования школы (не по жестко расписанной по статьям смете расходов, а единой субсидией, распределяемой самой школой по необходимым ей расходам). В-третьих, новая система оплаты труда учителей (отказ от нынешних надбавок и дополнение гарантированной части зарплаты стимулирующими доплатами).

Пилот подкрепили финансами: значительная часть его участников получила дополнительную бюджетную поддержку. Однако эксперимент, как писал «МК», вызвал неоднозначное отношение образовательного сообщества, и вступали в него не сразу: сначала — 125 школ, с 1 июля 2011 года — еще 134, а с 1 октября — еще 724. На сегодняшний день он охватил 983 средних учебных заведения — более 60% общего количества. Но поскольку большинство участников лишь начали осваиваться, подводить итоги, считают в столичном Департаменте образования, рано. Речь, по словам главы ведомства Исаака Калины, «идет лишь о проявившихся тенденциях-направлениях». Но чиновников они радуют.

Прежде всего отмечается резкое повышение интереса к школам — участницам пилота со стороны родителей. Во всяком случае, в этом учебном году многие из них, до сих пор совсем непопулярные среди местного населения, значительно увеличили набор, и особенно в первые классы. Выиграли и учителя — увеличение их зарплат по сравнению с мартом 2011 года составило в среднем 8–10%, а в некоторых школах — 15–18% и даже 30%, сообщил Калина. А это значит, что проект удался.

Во всяком случае, в нормативной базе, подчеркнул чиновник «МК», «корректировать ничего не надо. В коррекции нуждается лишь характер разъяснительной и обучающей работы всех участников образовательного процесса: школьной администрации, родителей, управляющих советов, чтобы они научились пользоваться свободой и тесно связанной с ней ответственностью». Хотелось бы также, отметил он, «чтобы пилотный проект сделал позицией учительства Москвы ответственную свободу — или свободную ответственность, называйте как хотите. И на этой основе сформировал новый уклад школы». Он и правда формируется. Так, многие директора «первого пилотного призыва» отправились в магистратуру московских вузов учиться управлению школой «в свободном полете». Но вот что смущает. Самый первый объект зоны ответственности «свободного» директора — сохранение вверенной ему школы: без этого условия все прочее не имеет смысла. Но для этого нужны средства, зарабатывать которые школе теперь разрешено официально. А проще всего их добыть превращением бесплатных школьных кружков в платные.

Правда, правила пилотного проекта «прямо запрещают образовательным учреждениям-участникам любое уменьшение объема бесплатных образовательных услуг, и в том числе дополнительного образования», — уточнил глава столичного департамента «МК». Но директора-то тоже не лыком шиты — десятилетие реформ их многому научило, и прежде всего — находить лазейки в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Так и здесь. В будущем учебном году на новые правила перейдут все. Поэтому единственный способ узаконить платные кружки тогда — покончить с их бесплатностью сейчас. Именно это, похоже, и происходит. Как сообщили журналисты главе столичного Департамента образования, уже с начала сентября родители стали жаловаться, что в школах закрываются бесплатные кружки.



Партнеры