Питерская полиция накачивает мускулы

Михаил Суходольский: “Принцип работы единых патрульных сил реагирования — это универсальный наряд, способный выполнить задачу по предупреждению и пресечению любого правонарушения”

18 октября 2011 в 17:45, просмотров: 2630

На днях гости и жители Санкт-Петербурга, находившиеся рядом с площадью Растрелли, наблюдали необычную картину. Одновременно около 100 полицейских автомашин с включенными проблесковыми маячками под вой сирен разъезжались для несения дежурства. Стоявшие в оцеплении сотрудники полиции на вопросы о том, что происходит, поясняли: новую технику получили. О том, какие изменения происходят в петербургской полиции, “МК” рассказал начальник ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-полковник полиции Михаил Суходольский.

Питерская полиция накачивает мускулы
фото: Геннадий Черкасов

— Михаил Игоревич, летом этого года вас назначили руководить питерским главком. Сегодня вы вручали новую технику, которая поступила в подразделения патрульно-постовой службы Ленинградской области. Поступление новых автомашин как-то связано с проходящим реформированием?

— Сегодня состоялась очередная церемония передачи служебного автотранспорта в территориальные подразделения органов внутренних дел районного уровня. Около половины переданного имущества приобретено ФГУП «Охрана» МВД России в рамках оказания целевой финансовой благотворительной помощи подразделениям полиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего начиная с июля этого года для полиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области предприятием оказана благотворительная финансовая помощь на сумму порядка 155 миллионов рублей. Это позволило приобрести спецтранспорт, оборудование для экспертно-криминалистических подразделений, средства связи. Осталось поставить только два амфибийных катера на воздушной подушке, это ожидается в декабре.

— Вы в свое время принимали участие в создании ФГУП «Охрана», этим объясняется такое расположение предприятия к петербургской полиции?

— Не только к петербургской. Начиная с 2006 года предприятием оказана помощь различным подразделениям МВД России на сумму порядка 240 миллионов рублей. Напомню, что ФГУП «Охрана» МВД России было создано в феврале 2005 года, и ему на правах хозяйственного ведения передалось имущество реорганизованных подразделений вневедомственной охраны. Этот шаг был на тот момент отчасти революционным и направлен на либерализацию рынка охранных услуг.

Вообще, среди унитарных предприятий, подведомственных МВД России, ФГУП «Охрана» является во многом уникальным проектом. На протяжении всей своей недолгой шестилетней истории, на которую, кстати сказать, выпали и происходящие с 2008 года кризисные явления в экономике, оно обеспечивало свое устойчивое функционирование самостоятельно, без государственной финансовой поддержки. Другими словами, предприятие развивалось исключительно за счет получаемой прибыли, без заимствования ассигнований из федерального бюджета.

Становление и дальнейшее укрепление предприятия осуществлялось на основе комплексных перспективных планов развития на среднесрочную перспективу. При этом особо отмечу, что все решения принимались и впоследствии сопровождались коллегиально как в рамках технического совета предприятия, так и по итогам их обсуждения на совещаниях с участием заинтересованных подразделений министерства. Такой подход полностью исключал единоличное принятие решений, особенно в концептуальных вопросах развития предприятия.

Одновременно самое пристальное внимание уделялось вопросам прозрачности выбора поставщиков оборудования и производимых закупок.

В этих целях предприятие приняло решение о целесообразности применения в рамках внутренней организации своей работы при осуществлении ряда централизованных закупок отдельных положений Федерального закона № 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), несмотря на то обстоятельство, что действие его норм не распространяется на федеральные унитарные предприятия.

Необходимо отметить, что подходы к организации функционирования предприятия корректировались, исходя из реальных условий развития экономики страны, а также фактического состояния работы.

И, как показывает практический опыт работы предприятия, стратегия его развития была выбрана верно, что обеспечило стабильный и уверенный рост основных производственных показателей.

По оценкам специалистов, озвученных в рамках недавно проводившегося Всероссийского совещания по созданию новой концепции развития ФГУП «Охрана» МВД России, рентабельность только за последние три года выросла в четыре раза, продолжился рост доходов и укрепление материальной базы.

За прошедший 2010 год в федеральный бюджет перечислено почти три миллиарда рублей, в то время как в 2005 году даже весь объем оказываемых услуг не дотягивал до этой суммы.

фото: PhotoXPress

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ФГУП в перспективе?

— Что касается перспектив дальнейшего развития предприятия и сотрудничества с МВД России, то, безусловно, жизнь не стоит на месте и требует определенной корректировки векторов и направлений его функционирования с учетом реалий текущего момента.

В ближайшей перспективе, по моему мнению, должны быть приняты новые прорывные решения, направленные в целом на дальнейшую либерализацию рынка охранных услуг.

Полагаю, что государство со временем будет сокращать долю своего присутствия в этом сегменте в качестве непосредственного исполнителя, усиливая функции контроля за качеством оказания охранных услуг его участниками. В этих условиях тесная привязка предприятия к МВД России объективно трактуется охранным сообществом скорее как дополнительная преференция, не способствующая рыночным механизмам развития отрасли в целом.

Однако и полный отказ от потенциала ФГУП «Охрана» также видится бесперспективным, поскольку на сегодня восполнить эту нишу одномоментно невозможно.

И здесь, принимая во внимание озвученные решения руководства страны о необходимости расширения и делегирования части федеральных полномочий региональным властям, представляется возможным в качестве обеспечения вновь обретаемых обязанностей организовать создание на базе филиалов и отделений ФГУП «Охрана» соответствующих унитарных предприятий субъектов Федерации и муниципальных предприятий с сохранением основных направлений уставной деятельности, которую в настоящее время реализует предприятие.

Впрочем, уже сейчас объем работы регионов в сфере профилактики правонарушений достаточно велик, а практическими инструментами их осуществления они не обладают. Вопросы имущественной безопасности, охраны правопорядка при проведении массовых мероприятий, участие в охране порядка в местах массового пребывания населения — это спектр задач, который под силу реализовать в рамках данного предложения. Полагаю, гораздо рациональнее расходовать средства бюджета на оплату услуг профессионального, наделенного полномочиями работника охраны, нежели продолжать финансирование общественных объединений правоохранительной направленности, статус которых законодатель до сих пор не определил.

А в перспективе эти предприятия также могут взять на себя функции формирования, эксплуатации и обслуживания аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», совместив функции мониторинга разнородных сегментов объективного контроля.

Считаю, это был бы мощный посыл рынку для развития, что в условиях кризисных явлений далеко не является лишним. И не стоит забывать, что охранный рынок — это и инновационные технологии, и производства, многие из которых функционируют в России, и грамотные специалисты, нехватка которых сегодня ощущается в различных областях.

Оговорюсь, что для реализации данных предложений, безусловно, должна быть проведена комплексная работа всеми субъектами данных правоотношений, в первую очередь МВД России, поскольку вопрос либерализации рынка охранных услуг невозможно рассматривать и в отрыве от функционирования подразделений вневедомственной охраны.

— Вы в новой должности уже четыре месяца, что за это время вам как руководителю удалось изменить в работе полиции Северной столицы?

— В первую очередь я бы отметил реализацию ряда решений по оптимизации деятельности полиции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В частности на днях мною подписаны приказы, предполагающие перераспределение численности участковых уполномоченных полиции по территориальным подразделениям районного уровня с учетом числа фактически зарегистрированного на территории обслуживания населения, а также укрепление подразделений уголовного розыска и по борьбе с экономическими преступлениями, которое осуществляется, к слову сказать, за счет подразделений аппарата главка.

Кроме того, в структуре полка патрульно-постовой службы сформирован взвод конной полиции численностью 12 единиц. Это первый шаг к созданию полноценного кавалерийского подразделения, численность которого в перспективе возрастет до 70 единиц.

По итогам посещения в июле-августе ряда подразделений районного уровня утверждена «Программа перспективного развития дежурных частей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на 2011–2013 гг.», на реализацию которой удалось изыскать дополнительно почти 67 миллионов рублей.

Кроме того, в настоящее время Главное управление формирует инициативные предложения о проведении на территории ряда районов города и области эксперимента по формированию единых патрульных сил реагирования с включением в их состав нарядов ППС, вневедомственной охраны и дорожно-патрульной службы.

Принцип работы единых патрульных сил реагирования — это универсальный наряд, способный выполнить задачу по предупреждению и пресечению любого правонарушения, отнесенного к компетенции полиции, поэтому прежде всего изменения в работе наружных нарядов должны почувствовать на себе наши сограждане.

На первом этапе решение данной проблемы возможно посредством формирования состава наряда из представителей разных подразделений (ППС, ОВО, ДПС), а параллельно будет изменен формат подготовки полицейских, направленный на получение ими знаний по всему спектру выполняемых задач.

Универсальность полицейского — это один из залогов оптимизации нашей работы, который особенно важен в условиях проведенных мероприятий по сокращению личного состава.



Партнеры