Европейские вокзалы учатся безопасности самостоятельно

Несмотря на работу Еврокомиссии по транспорту европейские страны не выработали единых практических мер обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

Европейские вокзалы учатся безопасности самостоятельно

11 марта 2004 года в Испании случился один из самых страшных террактов в Европе. В утренний час пик с разницей в несколько минут в четырех пригородных поездах Мадрида прогремели взрывы. Погиб 191 человек, более 2 тыс. пассажиров получили ранения. Как выяснится позднее в ходе расследования, десять взрывных устройств, оборудованных детекторами, были пронесены в вагоны электричек в обычных пассажирских чемоданах на одной и той же станции. В электрички их вносили трое террористов в лыжных масках, которые брали взрывчатку из автомобиля, припаркованного на вокзальной площади.

Это был не первый терракт, который случился на железнодорожном транспорте в Европе. В 80-е годы в Великобритании и Италии прогремели три взрыва, которые унесли жизни более ста человек, в 90-е взорвались бомбы в двух парижских электричках, убив десять человек и ранив сотни.

Но именно испанские события заставили все европейское сообщество задуматься о том, что же должно быть предпринято для обеспечения граждан стран Евросоюза. Ключевая роль в выработке мер была отведена Еврокомиссии по транспорту (полномочный орган Европарламента, координирующий политику европейских стран в сфере транспорта). Уже в 2004 году ведомством был принят целый ряд специальных директив и актов, касающихся вопросов безопасности. Но ни один из них не потребовал от стран, входящих в Евросоюз, установки специального досмотрового оборудования или введения особого пропускного режима на железнодорожных вокзалах. Документы касались общих вопросов развития мер по обеспечению безопасности, создания единых подходов у всех европейских стран к защите инфраструктуры от террористических атак и выработке правил координации государств при расследовании инцидентов. Все это было скорее рекомендациями, чем новыми жесткими «правилами игры».

Жестко отреагировала на произошедшее только сама Испания: она ввела тотальный досмотр багажа пассажиров скоростных поездов. Из-за этого для посадки на поезд пассажирам приходиться выезжать ранее обычно минут на 20-30, а у рамок досмотра появляются очереди. Но это рассматривается как необходимая «плата» за безопасность. Однако при посадке на обычные поезда эти меры как правило не предусматриваются. В других странах доступ на вокзальные комплексы внешними техническими средствами (в основной массе) ограничен не был. Такая ситуация сложилась под воздействием ожесточенной общественной дискуссии о том, могут ли технические средства реально снизить риск террористической угрозы и оправданы ли коллосальные траты бюджетных средств на эти цели. В Великобритании, к примеру, до сих пор металлодетекторы на входах в объекты транспортной инфраструктуры появляются только в рамках краткосрочных кампаний по выявлению карманников с ножами (эти методы, кстати, работают довольно эффективно — в одной из прошедших кампаний в Лондоне было задержано более 70 подозреваемых в карманных кражах). Попытки поставить их надолго воспринимаются обществом как угроза личным правам и свободам. В итоге, в Соединенном королевстве властям удалось лишь добиться появления специально оборудованных помещений для досмотра, а также кинологических служб, заточенных на поиск взрывчатки. Среди других изменений на европейских вокзалах пассажиры могли заметить лишь то, что с платформ и входов в вокзалы исчезли урны, а при посадке в поезд документы стали проверять более тщательно. Таким образом, основная работа по превентивным анти-террористическим мерам легла на государственные службы и их «закулисную работу». Насколько это система эффективна — судить сложно. Данные о предотвращении террактов не афишируются.

Похожая система контроля существует в Финляндии. Признавая то, что безопасность на вокзалах является первоочередной задачей в системе железнодорожной безопасности, там не используют системы тотального досмотра вроде «рамок». Технически система контроля базируется на видео наблюдении, системах оповещения («тревожные кнопки» в залах, громкое оповещение оператором при пожаре, световые сигналы) и правильном планировании вокзального пространства, которое должно быть просторным, светлым, логистически понятным и хорошо просматриваемым.

Однако это не означает, что вокзалы остались без непосредственного присмотра — итак, кто же и каким образом сегодня обеспечивает безопасность железнодорожных вокзалов и что входит в обязанности этих людей.

В отличие от США, где каждая частная железнодорожная компания имеет своих полицейских, уравненных в правах с государственными сотрудниками правоохранительных органов, в Европе ситуация представляется немного иной.

В Германии, к примеру, у национального перевозчика Deutsche Bahn тоже есть собственная служба безопасности (около 3 тыс. человек), на которой и лежит ответственность за обеспечение порядка на вокзалах и платформах, за сопровождение билетных контроллеров, за недопущение стычек с футбольными фанатами, а также проверку документов и багажа (полномочия четко прописаны в должностных инструкциях). Например, при проезде группы фанатов на поезде их может сопровождать группа в форме из рядов службы безопасности. В отличие от государственных полицейских, сотрудники охранной компании Deutsche Bahn не имеют права на ношение огнестрельного оружия — им разрешено использование дубинок и газовых пистолетов. При этом они обязательно носят форму, которая по своему внешнему виду похожа на униформу государственных полицейских. Охранное подразделение Deutsche Bahn является полноценной компанией, которая хорошо известна в Германии и занимается не только безопасностью железнодорожной инфраструктуры, но и других объектов, вплоть до аэропортов. Занимаясь поддержанием общественного порядка компания имеет четкие схемы взаимодействия с государственными правоохранительными органами и службами экстренного реагирования. На крупных вокзалах даже имеются совместные ситуативные центры, где работают и сотрудники железнодорожной компании, и полицейские. В работе этих центров также задействованы и государственные анти-террористические подразделения. Детальных отчетов, о том, как именно они взаимодействуют друг с другом и насколько эффективными оказываются работы этих служб, в публичном доступе, к сожалению, не имеется.

В Италии поддержанием общественного порядка на вокзалах занимается специальное железнодорожное отделение полиции. В Великобританиии полномочия по обеспечению безопасности на вокзалах имеет только «Британская транспортая полиция», подконтрольная национальному правительству и частично подчиняющая обычной полицейской службе. Именно с ней заключают специальные договора железнодорожные компании (эти деньги вкупе с государственными вливаниями составляют основу ее бюджета). При этом сотрудники транспортной полиции имеют оружие (правда, они только недавно начали получать его) и довольно широкие полномочия — вплоть до арестов и проведения собственных расследований преступлений, связанных с вандализмом — например, с граффити на территории вокзала.

В Финляндии за безопасность на вокзалах отвечает Финляндское транспортное агентство, которое обеспечивает взаимодействие муниципальных и частных структур. Так, вокзалы патрулируются совместно полицией и представителями частных охранных структур в соотношении 24/7.

Поиск ответа на вопрос о том, как можно защитить железнодорожную инфраструктуру, которая в отличие от аэпрортовой имеет сотни точек входа и выхода пассажиров (так называемая «открытая» схема), в Европе продолжается. Начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов говорит, что «наша (российская) практика показывает, что подход к обеспечению безопасности должен быть комплексным. Обеспечение нормативно-правового регулирования, технической, технологической, антитеррористической, физической безопасности на инфраструктуре как раз и позволяет обеспечить комплексную безопасность». Пока же европейская система, в которой присутствуют и охранники железнодорожных компаний, и самих полицейских (при отсутствии мер тотального досмотра пассажиров), судя по всему, еще справляется с теми задачами, что встают перед ней ежедневно. Вот только разговоров о том, что вероятность террористических атак на железнодорожную инфраструктуру, в Европе в последнее время становится все больше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру