По словам начальника отдела контроля в сфере дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области полковника милиции Михаила Борисенкова, только за период с 2010-го по текущий месяц 2011 года на территории нашего региона зарегистрировано 332 дорожно-транспортных происшествия, связанных с наездами на диких животных, — в своем подавляющем большинстве именно с лосями.
В
Например, 21 декабря в 0.20 на
27 июля в 0.40 на
Подобных примеров можно привести немало, но ДТП с участием лосей словно списаны друг с друга. Предсказать же поведение животных не возьмется никто. Лось может идти вдоль проезжей части, а затем внезапно выпрыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может просто остановиться посреди дороги, при этом создается впечатление, что на него не действуют ни свет фар приближающегося авто, ни рев клаксона — если водитель, разумеется, успеет на него нажать. Осенью животные в огромном количестве поедают падающие с деревьев яблоки-дички и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить в звериных желудках, — в результате сохатые впадают в некое подобие опьянения.
По словам Михаила Борисенкова, наибольшее количество ДТП с участием лосей зафиксировано на автодорогах «Балтия», «М1» «Беларусь», в Шаховском, Рузском, Можайском районах.
Конечно, ДТП с участием сохатых случаются не только на территории Московской области или в России в целом. Можно говорить даже о существующем «мировом опыте» профилактики столкновений автотранспорта с дикими животными — лосями, оленями, кабанами. Обобщенно они сводятся к следующему: установка предупреждающих дорожных знаков о возможности появления диких животных; установка зеркал для отпугивания их в ночное время отраженным светом фар автомобилей; ограждения (заборы) для животных; запахи с целью отпугивания и ряд других — вроде расчистки леса с целью улучшения видимости и уменьшения стад диких животных.
Так как, согласно данным областной Госавтоинспекции, многие ДТП с участием лосей произошли вне заповедников, то Управление ГИБДД обратилось в Министерство сельского хозяйства Правительства Российской Федерации и соответствующее министерство Московской области с просьбой, во-первых, определить участки миграции диких животных через автомобильные дороги, а во-вторых, учитывая зарубежный опыт, ввести в практику использование сетчатых ограждений.
Можно, наверное, больше уделить внимания расчистке прилегающего к дорогам леса — веток со стволов деревьев на высоту до 3 метров на расстоянии до 20 метров от обочины. В Швеции эта мера позволила сократить количество ДТП с участием животных примерно на 20%.
Но во всех исследованиях по профилактике наездов на диких животных первым пунктом называется информирование водителей о возможностях такого столкновения.
На территории Московской области уже установлено 458 дорожных знаков 1.27 «Дикие животные». В связи с участившимися ДТП с лосями областной Госавтоинспекцией совместно с управлениями автодорог, представителями природоохраны определены дополнительные места по установке 140 таких знаков с учетом миграции диких животных.
Но эти знаки, очевидно, будут действовать только на тех, кто, заметив треугольник со вставшей на дыбы живностью (то ли лосем, то ли оленем), непременно снизит скорость и будет внимательнее следить за дорогой.