Высокие технологии безопасности

25 октября 2011 в 11:29, просмотров: 1687

Сегодня по числу технических инноваций для решения вопросов безопасности железнодорожного транспорта Япония остается одним из мировых лидеров. Однако главным фактором успеха в борьбе с преступностью на вокзалах этой страны является ответственный менталитет самих граждан.

Высокие технологии безопасности

Япония считается одним из мировых лидеров железнодорожного транспорта. Несмотря на небольшую территорию и возможность быстро добраться куда угодно на собственном автомобиле, главным траспортным средством страны является отлично развитая сеть железных дорог. Сегодня на поезде вы можете доехать практически в любой городок этой страны. Именно это обстоятельство приводит к тому, что спрос на этот вид транспорта просто колоссальный. Развитость железнодорожной инфраструктуры обеспечивает высочайшую востребованность перевозок у населения. Только Центральная железнодорожная компания Японии (Central Japan Railway Company) в год перевозит более полумиллиарда человек. Мультимодальность вокзальных комплексов, то есть их связанность не только с железнодорожным, но и с другими надземным и подземными видами транспорта, делает Японию мировым лидером по пассажиропотоку, который проходит через вокзалы.

Большая часть железнодорожной инфраструктуры Японии принадлежит государству – компании Japanese National Railways. Пассажирские перевозки по ней осуществляет группа Japan Railways, состоящая из шести компаний: Hokkaido Railway Company, East Japan Railway Company, Central Japan Railway Company, West Japan Railway Company, Shikoku Railway Company, Kyushu Railway Company. Эти компании работают каждая в своем регионе, отвечая как за местные (пригородные), так и за междугородние перевозки. Им принадлежит около 20 000 км железнодорожной сети, остальные семь с лишним тысяч — частным компаниям локального уровня. Ключевыми узлами железнодорожной сети являются вокзалы, которые в крупных городах напоминают невероятный муравейник. Только на центральной станции в Токио в день отправляется более 4000 составов, многие из которых буквально набиты до отказа. Это породило такую удивительную вещь, как наличие на наиболее загруженных станциях специальных служащих, заталкивающих пассажиров в вагоны.

Возникает логический вопрос — как в таких условиях можно обеспечивать безопасность пассажиров. Все это требует особого подхода к решению этой задачи.

Тут стоит вспомнить, что у нас Япония ассоциируется с удивительной культурой, городами-мегаполисами и высокими технологиями. В отличие от остального мира, где внедрение новых технологий происходит постепенно, Япония не стесняется экспериментировать и устанавливать новую технику для массового использования.

Технологии не обходят стороной и железнодорожную инфраструктуру. Помимо того, что японская железнодорожная сеть является одной из самых скоростных, она является и одной из самых технологичных. К примеру, на одном из вокзалов Токио пассажиры, проходя сквозь турникеты, вырабатывают электричество, что позволяет повышать энергоэффективность вокзальных комплексов. Это происходит благодаря тому, что в пол под турникетами встроены специальные элементы, которые и производят электричество от давления и вибрации, когда люди наступают на них. В столице Японии все турникеты для прохода к пригородным поездам оборудованы специальными считывающими устройствами, которые позволяют пассажиру проходить на перрон, прикладывая либо специальный проездной, либо мобильный телефон (во втором случае деньги пассажира списываются с карты владельца телефона).

Еще большее количество специальных технических устройств внедрено для обеспечения безопасности пассажиров, однако еще в начале 1990-х годов всего этого не было. Их массовое применение началось только после трагических событий 1995 года. Следует отметить, что меры безопасности, применяемые в Японии на вокзалах, практически идентичны применяемым в метро. Это связано с двумя обстоятельствами — во-первых, метро и вокзалы здесь, как правило, единые крупные транспортные узлы, а во вторых, вокзалы либо расположены под землей, либо представляют собой полностью закрытые надземные сооружения.

В марте 1995 года сразу на нескольких станциях токийского метро члены религиозной секты «Аум Сенрике» («AUM Shinrikyo») распылили ядовитый газ. В результате преступления погибли 12 человек, пострадавшими были признаны более пяти тысяч человек. Такое количество пострадавших было вызвано тем, что власти страны не смогли сразу понять, где именно находится источник распространения ядовитого газа. В одном из официальных отчетов, посвященных событиям тех дней, говорится, что в то время станции не были оборудованы видеокамерами и отчасти поэтому быстро установить источник заражения было нельзя.

В итоге после атаки религиозных фанатиков в токийском метро началась тотальная установка различного оборудования, которое бы обеспечивало безопасность пассажиров, но существенно не влияла бы на их привычное перемещение по вокзальным комплексам и прочим инфраструктурным объектам.

Так, метро было полностью оборудовано системой видеонаблюдения — было установлено несколько тысяч камер, а также едиными ситуативными центрами, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции. Также были заменены старые камеры более новыми, меньшими по размеру и с лучшим качеством передаваемого изображения. Все это в полной мере относится и к вокзалам. Спустя десять с небольшим лет East Japan Railway Co. оборудовала таким образом около 700 станций железнодорожных вокзалов в районе Токио и на терминалах самообслуживания. В довершение к этому компания стала использовать новые вагоны скоростных поездов «синкансэн», оборудованные камерами безопасности.

Среди новых разработок в области технологий обеспечения безопасности следует отметить установку в токийском метро систем резерва чистого воздуха, который в случае повторения подобной ситуации с помощью электронных систем управления может быть направлен на зараженные участки. Аналогичными устройствами оборудованы и крупнейшие вокзалы.

События 1995 года привели к тому, что на всей железнодорожной инфраструктуре — как надземной, так и подземной — начали решать вопросы интеграции и кооперации работы железнодорожных компаний и служб экстренного реагирования, доступности каналов связи в катастрофах (во время токийской катастрофы мобильные телефоны как пассажиров, так и сотрудников не работали из-за перегруза сети), а также обеспечения экстренных служб быстрым и удобным доступом к защитным маскам и костюмам. Также обсуждались возможности установки специальных датчиков анализа воздуха на наличие отравляющих веществ, однако внедрение этих систем проходит только в тестовом режиме и продолжается по сей день. Так, к примеру, в конце прошлого года неподалеку от Токио на одной из железнодорожных станций проводился эксперимент по тестированию новых детекторов взрывчатых веществ, разработанных компанией Hitachi. По словам производителя, устройство, позволяющее сканировать проходящих мимо пассажиров, может в течение нескольких секунд определить наличие у человека взрывчатых веществ. Это осуществляется с помощью специальной системы подачи воздушного потока на пассажира и дальнейшего анализа воздуха, который моментально позволяет выявить наличие химикатов, традиционно используемых для изготовления взрывчатки. После тестирования система была использована в некоторых местах на саммите АТЭС.

Пока же защита вокзалов выглядит следующим образом. Все железнодорожные пассажирские платформы оборудованы системами видеонаблюдения с контролем в специально оборудованных пунктах, где установлены мониторы и устройства связи с машинистами и диспетчерским аппаратом, а также устройствами оповещения пассажиров. По словам специалистов РЖД, которые анализировали технологии японских вокзалах, на платформах повсеместно установлены тревожные кнопки Аларм, которыми может воспользоваться любой человек при возникновении чрезвычайных ситуаций на железнодорожных путях. Кроме того, на путях вокзала установлены специальные стереовидеокамеры, способные отличить наличие постороннего предмета или работающего человека на путях и, при необходимости, дать команду на остановку поезда в автоматическом режиме. Некоторое время назад на станциях также начали устанавливать камеры, способные отличить предметы и людей, которые не двигаются долгое время, что также повышает уровень безопасности. В зданиях вокзалов устанавливаются и газоанализиторы, позволяющие вовремя определить наличие в воздухе опасных веществ.

Тем временем в России стараются отслеживать нововведения в области безопасности на железнодорожном транспорте у зарубежных коллег. Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов отмечал, что сегодня в России есть серьезная проблема недостатка специализированного оборудования, однако она будет решена, и уже в ближайшее время железная дорога будет оборудована специальными досмотровыми зонами со всей необходимой техникой. Между тем уже сейчас принимаемые Дирекцией железнодорожных вокзалов РЖД меры позволяют добиваться существенных результатов. В сентябре Сергей Абрамов заявил, что за минувший год число преступлений на столичных вокзалах стало в 20 раз ниже. Дальнейшая работа по обеспечению безопасности, а также более активное взаимодействие граждан с службами, поддерживающими порядок и безопасность, позволят улучшить этот результат.

Возвращаясь к Японии, стоит добавить, что там вокзалы охраняются государственными полицейскими службами, их сотрудники постоянно патрулируют вокзалы, отвечая за контроль общественного порядка. Поскольку именно на них лежит задача по обеспечению безопасности, Япония отводит огромное внимание подготовке и обучению этих кадров. В частности, все сотрудники имеют детальные инструкции о том, каким образом действовать в каждом конкретном критическом случае. Все они имеют хорошие навыки оказания первой медицинской помощи. Еще одной важной составляющей является обучение слаженному взаимодействию с другими службами экстренного реагирования.

Все это делается несмотря на то, что уровень преступности в Японии считается одним из самых низких в Азии (в том числе потому, что в стране запрещено ношение какого-либо оружия), а возможность террористических атак в стране оценивается как минимальная. Но пассажиры могут оказаться в опасности и в связи с непреднамеренными чрезвычайными ситуациями, как, например, землетрясения, не являющиеся редкостью для Японии. Вся железнодорожная инфраструктура Японии построена таким образом, что благодаря специальным амортизирующим системам выдерживает даже серьезные подземные толчки, а каждый сотрудник железнодорожной компании и все полицейские имеют четкие инструкции о действиях во время природных катастроф.

Таким образом, система безопасности железнодорожной инфраструктуры сегодня построена на использовании ряда технических средств, таких как системы видеонаблюдения, и качественной работе сотрудников полиции. К этому всему добавляется и сознательность, ответственность самих граждан, которые не боятся сообщать о подозрительных людях и предметах в полицию. Именно японский менталитет является важной составляющей в борьбе с преступностью и терроризмом.



Партнеры