Школьники “сожгли” электронный журнал

Несколько столичных учебных заведений остались без оценок к концу четверти

25 октября 2011 в 19:46, просмотров: 10146

Наверное, каждый в детстве грешил тем, что исправлял оценки в своем дневнике. Более продвинутые школьники вносили правки сразу в учительский журнал. А те, кому терять было уже нечего, расправлялись со всем документом: сколько журналов было сожжено или порвано в клочья! Современные ученики заметно продвинулись в этом отношении: теперь они одним махом расправились с электронным журналом и с сервером, на котором хранились данные. В результате нескольким школам накануне каникул приходится срочно восстанавливать оценки и другую информацию.

Школьники “сожгли” электронный журнал
Рисунок Алексея Меринова

Героической смертью пал сервер сразу нескольких школ в СВАО Москвы. Учреждения, на свою беду, решили соригинальничать и отказались присоединяться к городской информационной системе — ГШИС, где хранятся данные от большинства столичных школ.

— Каждое учреждение выбирает свой вариант, — рассказывает Дмитрий Болотов, заместитель директора окружного методического центра при Управлении образования СВАО. — В школе устанавливается свой сервер или она может пользоваться услугами различных компаний. Можно подключиться и к централизованной системе Департамента образования — таких большинство.

Видимо, именно функция «тотал контроль» прельстила пять школ в Ростокино и Отрадном: помимо оценок в журнале хранилось и множество других данных. Например, о том, кто и когда прогулял уроки, какое задание дали на дом и чьих родителей вызывают на ковер к директору. Радости школьников не было предела, когда буквально за неделю до окончания четверти весь компромат неожиданно исчез!

— У нас на сервере просто временные сбои, — самая распространенная «отмазка» директоров. — В самое ближайшее время неполадки устранят, вы сможете зайти на сайт и посмотреть все необходимое.

Теоретически восстановить оценки просто: школы обязаны вести еще и бумажный журнал в дополнение к электронному.

Но в трех школах из пяти этот документ игнорировали в той или иной степени, и учителя теперь восстанавливают оценки, сверяясь с воспоминаниями и записями в собственных тетрадочках.

— Школы должны вести бумажный журнал как минимум до Нового года, — поясняет Дмитрий Болотов. — В переходный период учителя только учатся обращаться с системой, и ошибки неизбежны. Поэтому каждые две недели необходимо делать резервное сохранение. К тому же школы не переходят на электронный журнал полностью: сперва это внедряется в нескольких классах.

Частоту сохранений определяет компания, которая предоставляет школе услуги. Но некоторые учителя до сих пор не отказались от старой русской привычки делать все в последний момент. Поэтому из базы данных мистически испарились отметки за все четвертные контрольные, а две школы потеряли вообще всю информацию по нескольким параллелям с начала учебного года.

— Мы сперва не могли попасть на сайт, — радуется шестиклассник Артем Шмельков. — Потом все последние оценки за месяц исчезли. Так что я идеальный ученик: ни прогулов, ни опозданий, ни замечаний!

Часть подозрений падает на старшеклассников: чтобы разобраться с сервером, особые таланты не нужны. С другой стороны, неотработанная до конца система могла накрыться медным тазом и сама по себе, без малейших усилий со стороны. Но все-таки скорее всего в случившемся виноваты сами родители: повышенный интерес к оценкам в конце четверти и участившиеся запросы обернулись тем, что хакеры зовут DDOS-атакой. В переводе на человеческий язык, сервер не справился с количеством запросов и улегся отдохнуть, попутно забыв все последние данные как страшный сон.

С другой стороны, если подобная неприятность случится с общегородской системой, то скрипеть зубами будет большинство столичных школ. Так что окончательно провозглашать торжество технологий пока рановато: бумажный журнал еще долго будет оставаться истиной в последней инстанции. А чтобы ученики не «сжигали» базу данных со всем содержимым, чиновникам придется засесть за учебники по компьютерной безопасности и продумать дополнительные методы защиты от юных хакеров.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

— Люди должны осознавать, что они учатся ради знаний, а не оценок. И чтобы избежать махинаций в школах, мы можем взять на вооружение вузовскую систему: разрешить пересдавать экзамены и растянуть их во времени. Тогда учащийся не будет нервничать по поводу отметки, зная, что он всегда может прийти на пересдачу. Также можно говорить о создании портфолио ученика, в котором будет отражаться полная картина успеваемости, а не отдельные оценки.



Партнеры