На Москву летит “бешеная саранча”

У стен Кремля покажут нашу военную мощь 70-летней выдержки

30 октября 2011 в 18:43, просмотров: 8737

С парада — прямо на фронт. Так было в ноябре 1941-го.

С фронта — прямо на парад. Так будет нынешней осенью, ровно семь десятилетий спустя.

7 ноября 2011 года по брусчатке Красной площади пройдет парадной колонной та самая техника, которая когда-то участвовала в легендарной “демонстрации силы” нашей армии в прифронтовой Москве. Идея реконструкции исторического парада “седьмого — одиннадцатого — сорок первого” родилась среди любителей старой техники. Репортеры “МК” побывали там, где готовят боевые машины к юбилейному марш-броску на Москву.

На Москву летит “бешеная саранча”

— Подобного у нас еще не случалось! — утверждают знатоки предмета.

— Но ведь военные парады в стиле ретро уже устраивались. Можно вспомнить хотя бы «дефиле» по Красной площади нескольких танков Т-34 и самоходок в день празднования 65-летия Победы...

— Те машины в действительности — более «молодые», послевоенных лет выпуска. А на сей раз по брусчатке мимо Кремля будет двигаться техника, реально воевавшая с фашистами! Причем многие из образцов по нынешним временам уникальны и в других коллекциях практически не сохранились — полугусеничные армейские грузовики, легкие танки...

«Виновниками» предстоящего парада-реконструкции стали энтузиасты из Музея техники Вадима Задорожного.

— Идея собрать отреставрированные раритеты времен Великой Отечественной, хранящиеся в разных коллекциях, и устроить их парад давно витала в воздухе, — вспоминает Юрий Костькин, генеральный директор реставрационного объединения, работающего при музее. — Но впервые разговор о реальности подобного технического мероприятия возник лишь в прошлом январе. Удалось заручиться поддержкой московских властей и...

Основная «ударная сила» предстоящей военно-исторической реконструкции на Красной площади — несколько советских танков Т-37 и Т-60.

Непростая задача — научить снова ездить танк-“старичок” после его реанимации.

— Наверняка многие о таких моделях даже не слышали...

— Не мудрено. Эти боевые машины воевали против гитлеровцев в начале Великой Отечественной. И тогда практически все были уничтожены. Сама конструкция оказалась очень уязвимой. Например, Т-60 — легкий разведывательный танк с бензиновым двигателем от грузовика, вооруженный малокалиберной пушкой и имеющий достаточно тонкую, лишь противоосколочную броню. Правда, эта боевая машина обладала завидной резвостью, так что немцы ее даже прозвали «бешеная саранча». А у наших танкистов в ходу было другое прозвище: БМ-2 — «братская могила на двоих»: горели эти легкие машины моментально! Другой образец, который можно будет увидеть на параде, — плавающий танк Т-37, еще более миниатюрный и вооруженный лишь пулеметом. Зато по бокам у него имеются продольные «коробки»-поплавки. Вот на таких «несерьезных» боевых машинах и приходилось идти в бой против фашистов. Но другие-то где было взять?.. Из архивных документов известно, что во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года по Красной площади прошло несколько рот Т-60 и Т-37. И в тот же день около 200 этих легких танков отправилось из Москвы прямиком на фронт.

Когда решено было проводить в честь 70-летнего юбилея парад-реконструкцию, в музее был лишь единственный экземпляр Т-60, а дальше — словно пустая белая скатерть на столе, где скоро предстоит угощать гостей. Началась нелегкая эпопея: изучали архивные материалы, искали чертежи, искали уцелевшие фрагменты танков. В некоторых случаях просто «хронически» везло. Вдруг стали поступать сообщения от разных групп поисковиков, наткнувшихся где-то на куски разбитых в боях таких боевых машин — башню, агрегаты, кусок борта, каток... Вдруг удалось обнаружить нужные чертежи в анналах технической библиотеки в Самаре... Большой проблемой казалось найти предприятие, согласившееся бы изготовить необходимую партию металлических траков гусениц — и снова вдруг...

— Мой коллега звонит на завод в Подольске, — вспоминает Костькин, — и тамошний директор, узнав про нашу идею с парадом, собирает общее собрание заводчан, которые решают помочь (другую часть работ выполнило предприятие в подмосковной Истре, ветераны которого взялись за необычный «ретрозаказ» ради сохранения памяти о войне). А одно из известных металлургических предприятий просто подарило для осуществления этого «исторического» проекта 120 тонн качественной стали — из нее наши мастера вырезали недостающие фрагменты танковых корпусов.

Подходящие лошадиные силы для тачанок выбирали очень тщательно.

Основные работы во возрождению из небытия уникальных танков выполняли специалисты музейного отдела реставрации военной техники во главе с Алексеем Красновым — бывшим полковником-танкистом, кандидатом наук. Ради такого масштабного проекта Музею техники пришлось полностью перекроить свои планы, заморозить восстановление некоторых других ретромашин... В результате уже к 20-м числам октября были полностью готовы шесть машин — три Т-60 и три Т-37. Еще три «шестидесятых» сейчас на стадии сборки.

...В мастерской несколько человек «колдуют» над угловатым стальным корпусом, в котором уже угадываются черты боевой машины. Правда, «главного опознавательного элемента» — башни с пушкой, еще нет. «А посмотрите туда, во двор, — подсказывает мой гид, — вон она!» Действительно, вот она лежит, башня! Рядом площадка занята какими-то кучами бесформенного ржавого железа.

— Это наш «исходный материал» — фрагменты, обломки, найденные на местах боев. Их привезли из самых разных мест: из-под Вязьмы, Спас-Деменска, Юхнова, из Тверской, Московской областей и даже с Украины — и используют при воссоздании старых танков. Мы стараемся максимально обеспечить подлинность реставрируемых машин. По одному Т-37 и Т-60 удалось восстановить полностью в оригинальном виде, а у остальных экземпляров до 80% деталей и узлов — «родные». На броне башен, корпусов, люков кое-где даже видны отметины от попадания осколков и бронебойных пуль...

Этот Т-60 еще только собирают в реставрационной мастерской. фото: Александр Добровольский

Несколько дней назад всю уже готовую технику переправили на Ходынское поле. Здесь машины-ветераны готовятся к предстоящему параду. Механики из числа музейных мастеров осваивают на своей ретротехнике премудрость движения строем, соблюдения заданной дистанции, синхронного маневрирования... «Старички»-танки бодро грохочут гусеницами по просторной площади. Хоть и весит каждый Т-60 менее 6 тонн (по танковым меркам — пушинка!), однако, усердствуя, «бешеная саранча» поскоблила асфальт. Пара репетиций уже прошла, впереди еще «прогоны» на Ходынке и на Красной площади.

Вместе с танками в парадных колоннах идут советские военные джипы «ГАЗ-67», редчайшие полугусеничные грузовики-тягачи «ЗИС-33» и «ЗИС-42» с орудиями на прицепе, бронеавтомобиль «БА-64Б», тяжелые мотоциклы М-72, тачанки (для них специально подбирали серых в яблоках лошадей — чтобы мастью своей совпадали с теми, которые цокали копытами по Красной площади памятным ноябрьским утром 1941-го). Все эти раритеты удалось собрать на плацу из нескольких коллекций. Помимо Музея техники участие в проведении парада принимает Мастерская Евгения Шаманского, Государственный военно-технический музей в Черноголовке, военно-патриотический клуб «Дивизион».

Парад-реконструкцию планируется провести 7 ноября с 10 до 11 часов. После этого участвующие в нем ретромашины будут стоять на Васильевском спуске, где любой желающий сможет как следует рассмотреть уникальную военную технику. И представить, как это было в тревожной военной Москве 70 лет назад.




Партнеры