Москвичи выступают за базар

В беседе с главой Департамента торговли читатели “МК” беспокоились о рынках и ярмарках

31 октября 2011 в 18:53, просмотров: 5021

Участь рынков волнует москвичей гораздо больше, чем открытие торговых центров и супермаркетов. В ходе интернет-беседы руководителя столичного Департамента торговли и услуг Михаила Орлова с читателями “МК” выяснилось: горожане готовы ездить за продуктами на другой конец города. А многие с радостью воспримут открытие новых сельскохозяйственных базаров.

Москвичи выступают за базар

?— Нужно ли москвичам закрытие ларьков и рынков? Проводился ли соцопрос на эту тему? Или просто взяли — и волевым решением закрыли, потому что «так надо»?

— Среди москвичей нет единого мнения по вопросу в предложенной вами формулировке (вы «за» ларьки или «против»). Поэтому для нас был очень важен этап разработки схемы размещения мелкорозничных объектов. По большому счету он стал соцопросом. Для граждан важно, где они размещаются, как выглядят и чем торгуют. А вот на эти вопросы и отвечала схема. Ее обсуждали и предприниматели, и граждане, и депутаты муниципальных образований, и общественные объединения, и у всех были разные мнения и позиции. Та схема, которая получилась, является определенным компромиссом. Например, предприниматель говорит, что ему выгодно разместиться у метро, а граждане с этим не согласны.

То же самое касается и рынков. Если бы вы задали вопрос: нужны ли в городе рынки, где торговая деятельность ведется с нарушением миграционного законодательства, продается контрафактный товар, а все доходы от использования этого объекта образуют теневой оборот, то, полагаю, основная часть москвичей вряд ли бы с такой постановкой согласилась. Хотел бы сказать, что мелкорозничная торговля и рынки нашего города должны быть цивилизованными и достойными москвичей и приносить пользу экономике.

Сейчас идут два параллельных процесса. Первый — размещаются объекты по новой схеме. Это новые, красивые, стильные киоски, как правило, торгующие одной группой товаров (хлебом, овощами, мороженым), что позволяет решить вопросы санитарных требований. Второй процесс — выводятся киоски, которые продолжали работать по старой схеме. Этот процесс будет идти практически в течение года. Предпринимателям необходимо подкопить денег, установить эти киоски. Сейчас началась производственная фаза — изготовление и установка новых торговых объектов на новых местах.

?— Каким рынкам грозит реконструкция, а каким полный снос?

— В городе будут работать капитальные специализированные рынки, в основном сельскохозяйственные. В соответствии с ныне действующим федеральным законодательством временные универсальные рынки завершат свою работу в 2012 году. Таких у нас 23. В следующем году они будут реконструироваться либо изменят свой профиль на сельскохозяйственные.

?— Какая участь ждет рынок «Выхино»?

— Работать он будет. Ближайшая перспектива — перепрофилирование его из универсального в сельскохозяйственный. Также необходимо привести его в цивилизованный вид, убрать несанкционированную торговлю, навести порядок на прилегающей территории.

?— Рынок около станции метро «Теплый Стан» останется? Мы ездим туда даже с другого конца Москвы, очень не хотелось бы его потерять.

— Подобные рынки продолжат свою работу, так как они сельскохозяйственные. Вместе с тем хотелось бы, чтобы вы не были вынуждены ездить, например, из Восточного округа в Теплый Стан, а приобретали необходимые продукты на Преображенском, Выхинском рынках и ярмарках выходного дня. Это и есть задача нашей программы.

фото: Александр Корнющенко

?— Планируется ли открывать новые продуктовые рынки? Или в районах, где их нет, будут только ярмарки выходного дня? Я живу на Бауманской, и у нас раньше был рынок, потом он рухнул. Теперь есть только ярмарки, но их не хватает, они не каждый день работают. Да и продукты на рынке лучше, чем в магазине, — я имею в виду деревенский творог, свежую рыбу и мясо, фрукты и овощи.

— По поручению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина Москомархитектура разрабатывает отраслевую схему размещения объектов торговли в нашем городе. Мы обязательно организуем обсуждение проекта этого документа с жителями, с представителями бизнеса. И, я думаю, на ваш вопрос можно будет ответить в рамках проведения этой работы, в начале 2012 года.

?— На рынках рядом с продуктовыми палатками стаями бегают крысы. Куда смотрят санитарные врачи?

— По обращению правительства Москвы Роспотребнадзор провел проверки санитарного состояния на всех рынках города. И на всех рынках были выявлены серьезные нарушения санитарного законодательства и закона о защите прав потребителей. Мэр Москвы дал поручение Департаменту торговли исправить эту ситуацию. В настоящее время идет работа по приведению всех рынков в нормальное состояние.

?— Зачем проводится закрытие рынков и ларьков?

— Рынки и ларьки закрываются в тех случаях, когда их размещение выполнено с грубейшими нарушениями законодательства или когда срок аренды земельного участка закончился. Приведу пример. Один из рынков размещался на крыше тоннеля метрополитена в охранной технической зоне. Конечно, такой объект не может продолжать работу, его деятельность была прекращена в строгом соответствии с законодательством. У предпринимателей было полгода, чтобы они подыскали новое место и смогли выехать с этого рынка. Ларьки, которые располагаются в местах интенсивного движения пешеходов, транспортных потоков, также постепенно вывозятся. На их месте обустраиваются парковочные «карманы» или остановки общественного транспорта. В новой схеме данные объекты располагаются в более спокойных местах. Кроме того, надо учитывать, что и транспортное обслуживание самих ларьков создает дополнительные неудобства и нагрузки на инфраструктуру.

?— Многие опасаются, что закрытие рынков приведет к росту цен на продукты...

— Основная задача нашей программы — это ценовая и территориальная доступность товаров и услуг для москвичей. С этой целью будут развиваться все форматы торговли: и крупные магазины сетевых форматов, и магазины шаговой доступности, и сельскохозяйственные рынки, и ярмарки выходного дня. Наша задача — достичь европейского уровня обеспеченности торговыми площадями: 1200 кв. м на 1000 жителей (сейчас — около 700 кв. м). Эта ситуация будет способствовать увеличению конкуренции и безусловному сдерживанию роста цен. Отвечая на ваш вопрос, также хотел отметить еще ряд моментов. Большинство столичных сельскохозяйственных рынков не относятся к числу «дешевых» торговых объектов. С другой стороны, в рейтинге сетевых магазинов потребительская корзина, сформированная по минимальным ценам, одна из самых дешевых в стране. Полагаю, что развитие этого сектора дает максимальный эффект в сдерживании цен. Важным элементом формирования столичного продуктового рынка в этом году стали ярмарки выходного дня. Они работали и ранее, но, к сожалению, в этом секторе накопились серьезные проблемы. Региональные производители не приезжали в город и не отвечали на наши приглашения. Мы разбирались в этом вопросе. Провели подробные переговоры с представителями администраций всех регионов Центрального федерального округа. Выяснили, что основной причиной является высокая стоимость торгового места на ярмарках выходного дня (около 1500 руб. в день), которую требовали с товаропроизводителей так называемые управляющие ярмарками выходного дня компании.

Второй негативный момент — недостаточная организационная поддержка фермеров и региональных торговых компаний в обеспечении их пребывания в городе. Эти проблемы были устранены решением мэра Москвы. Места на ярмарках выходного дня выделяются бесплатно с 1 июля текущего года. Ведется постоянная работа по привлечению региональных товаропроизводителей и торговых компаний в Москву. И мы в результате фиксируем значительный рост доли региональных товаропроизводителей, увеличение количества региональных специализированных ярмарок. Например, в прошлые выходные на площадке перед спорткомплексом «Олимпийский» была организована ярмарка ставропольских товаропроизводителей. Было 50 участников. Продали 100 тонн овощной продукции. Довольны москвичи ценой и качеством товаров. Снова ждем ставропольцев в гости.

?— Почему с некоторых пор стали запрещать проведение ярмарок выходного дня, например в пятницу? Не все могут попасть на эти ярмарки в выходные, многие разъезжаются. С чем связана причина запрета?

— В городе установлен режим работы ярмарок выходного дня в пятницу, субботу и воскресенье. Никакого запрета нет. Более того, в связи с проведением российской агропромышленной недели «Золотая осень» в городе с 6 по 16 октября работали 109 площадок по реализации сельхозпродукции. Кстати, это в два с половиной раза больше, чем в прошлом году, когда их было около 40.

?— Сколько ярмарок планируется провести в 2012 году?

— В этом году для проведения ярмарок мы определили 125 площадок. Реально работают 110. Остальные по разным причинам не подходят. Чаще всего нет торговли. Сейчас префектуры прорабатывают дополнительные адреса. Полагаю, что всего число ярмарок достигнет 130. В основном они будут работать еженедельно. Есть ярмарки (но их единицы), которые работают через выходные (2 раза в месяц). Мы заинтересованы получать мнения граждан о том, где нужно и можно организовать ярмарку, а где, по мнению людей, они работают неэффективно.

?— Планируется ли открытие дополнительных торговых палаток в каждом административном округе Москвы?

— Открытие дополнительных торговых палаток происходит в тех случаях, когда фиксируется дефицит стационарных торговых площадей. Вообще предназначение нестационарной торговли, собственно, в этом и состоит. Приведу пример. В районе Некрасовка вводится новый микрорайон, где еще нет стационарных предприятий и требуется время для их размещения. Префектура ЮВАО разработала схему, где 15 нестационарных объектов будут торговать социально значимым ассортиментом. Считаю, что как временная мера это допустимо.

?— Какие меры будут предприниматься к наведению порядка в точках общественного питания?

— Если в стационарных предприятиях санитарная ситуация нормальная, то в уличных объектах фастфуда она вызывает тревогу. Именно поэтому правительство Москвы проводит работу по реорганизации мелкорозничной торговли. Наибольшие нарекания граждан вызывает факт торговли пивом и слабоалкогольными напитками в этих объектах. Это неуместно. Отрадно, что все необходимые законодательные решения по ограничению уличной торговли пивом приняты. И соответствующие изменения внесены в федеральный закон. Торговля пивом в объектах уличной торговли прекратится с 1 января 2013 года.

?— Что будет с ларьками в подземных переходах? Их полностью уберут или оставят какие-то определенные? Не могу себе представить, что они исчезнут. Привыкла выходить из метро и покупать что-то по мелочи в переходе...

— Торговля в подземных переходах останется. Но требования к размещению, внешнему виду и ассортименту ларьков будут такими же, как ко всем объектам мелкорозничной торговли. Важно, чтобы они создавали дополнительные удобства для москвичей.

?— Почему во многих магазинах и ларьках завышены цены на табачные изделия?

— Максимальная розничная цена на табачную продукцию не может быть превышена согласно ст. 14.6 КоАП РФ. В случае если это происходит, должностные лица выплачивают штраф в размере 50 тыс. руб., для граждан он составляет 5 тыс. руб., а для юридических лиц — двукратный размер излишне полученной выручки от реализации товара. Контролирует эту ситуацию Федеральная антимонопольная служба.

?— Есть ли проекты законов по ограничению продажи табака в Москве?

— Есть ограничения. Продажа табака запрещается в помещениях объектов культуры, здравоохранения, спортивных объектах, образования. Установлены зоны ограничения реализации табака: 100 метров от территории объектов образования. Нельзя реализовывать сигареты количеством меньше 20 штук, запрещено продавать их через автоматы, а также нельзя превышать максимальную цену.

фото: Михаил Ковалев

?— Михаил Олегович, все ли продуктовые магазины проходят проверку санитарных служб? Часто сталкиваюсь с нарушением норм в гастрономе 21, на улице Кравченко. Например, на прилавке стоит торт, написано, что нужно хранить его при температуре 2–4 градуса. Я говорю об этом продавцу, а он просто убирает торт в холодильник. Но сколько он стоял при температуре плюс 20 вместо 4 градусов, неизвестно. Куда можно обратиться в такой ситуации?

— Роспотребнадзор, безусловно, проверяет продуктовые магазины. В основном это делается на плановой основе и по требованиям законодательства — не чаще одного раза в три года. Бывают и внеплановые проверки. Они проходят в случае если в Роспотребнадзор поступает информация о существенных нарушениях. При этом внеплановая проверка может осуществляться только с разрешения органов прокуратуры. Случай, который вы описали, как вы понимаете, трудно зафиксировать. Здесь очень важна наша грамотность как потребителей, наша потребительская культура, а также наше неравнодушие к той среде, в которой мы живем. Уверен также, что в этом примере речь идет о нарушении со стороны продавца. А владелец предприятия — собственник этого магазина — он заинтересован в соблюдении всех требований. Другими словами, наша требовательность является серьезным дополнением к той контрольной деятельности, которую ведет Роспотребнадзор.

?— Действует ли в магазинах студенческая социальная карта как скидочная (как, например, у пенсионеров)?

— Все скидки предоставляются по решению самого предприятия, а не по закону и нормам. Поэтому если владельцы предприятия посчитают возможным введение скидки при предъявлении студенческой социальной карты, то ради бога. Кстати, хорошая идея, надо предложить бизнесу ее проработать.

?— Не планируется ли открыть сеть кафе для студентов, в которых, например, была бы скидка по студенческому билету?

— 11 октября правительство Москвы утвердило подпрограмму развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания до 2016 года. Там сформулирована именно такая задача — открытие кафешек и т.д. Приглашаю к сотрудничеству.

?— Существует ли «горячая линия», куда можно обратиться со своими проблемами или сигнализировать о нарушении?

— Можно прислать информацию мне на электронную почту: dtu1@torg.mos.ru. Можно прислать по почте. На входе в наш департамент (Тверская улица, дом 19) установлен ящик, в который также можно опустить обращение на бумажном носителе. «Горячая линия» по ярмаркам выходного дня: 628-23-33, 628-93-39. На сайте есть телефоны наших подразделений: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, куда можно адресовать вопросы или предложения.



Партнеры