Ремонт сделать не напасть

Лишь бы со строителями не «попасть»

8 ноября 2011 в 19:01, просмотров: 2812

Один капитальный ремонт, как известно, приравнивается к пожару или наводнению. Если же за дело берутся недобросовестные фирмачи — а это встречается в Москве сплошь и рядом, — то подобный «ремонт» можно уподобить еще и взрыву атомной бомбы в отдельно взятой квартире. Эксперты «МК» советуют, как отремонтировать свое жилье с наименьшими потерями.

Ремонт сделать не напасть
фото: Роман Орлов

...Наталья Кравчук к ремонту своей квартиры подошла основательно. Обзвонила с десяток фирм, изучила в Интернете отзывы об их работе.

— Я пригласила сметчиков, изучила их калькуляции и выбрала фирму, которая больше подходила по цене и срокам, — делится она своим опытом по выбору лучших ремонтников.

Фирма пообещала приступить к делу в ближайшее время. Заказчика такая оперативность только порадовала. Прораб приехал в точно назначенный день и... На этом все радости закончились. День-то оказался пятницей. А кто же в пятницу начинает большое дело? Наталья согласилась перенести начало ремонта на понедельник.

— А в понедельник прораб заявил, что не сможет у меня работать: у него по другому адресу еще работы идут.

Наталья позвонила менеджеру, тот быстро «подогнал» ей другого исполнителя и...

— Эта женщина с ходу сказала, что в фирме не работает, договор с ней никто не заключал. В общем, она предложила мне позвонить и узнать, как фирма собирается ее труд оплачивать. К тому же оказалось, что она далеко живет и приезжать утром не сможет.

Менеджеру Наталья раза с десятого, но все-таки дозвонилась. Вежливо попросила его не бросать трубку, когда она звонит, и также вежливо поинтересовалась, когда же начнется ремонт в ее квартире. Менеджер клятвенно заверил, что тут небольшая накладка, часа через полтора мастер приедет и все будет хорошо. Вы уже догадались, что мастер не приехал? Ни через полтора, ни через два часа, ни даже через неделю. Все это время Наталья дозванивалась до менеджера, но лишь затем, чтобы услышать категоричное:

— Я тут расхлебываю кашу, которую вы заварили. Не мешайте своими звонками мне работать!

Наталье еще повезло. У нее ремонт даже не начинался. А как быть другой моей знакомой, у которой «дикая» бригада, получив задаток, к ремонту приступила, но быстренько исчезла в неизвестном направлении? От нее остались: сломанная между туалетом и ванной стена, наполовину побеленные потолки в двух комнатах, ободранные со стен обои и жуткая грязь, которая всегда сопровождает любую стройку.

— Я три бригады сменила, — жалуется знакомая, — пока не нашла то, что нужно. Вместо двух месяцев, как было обещано, я в состоянии ремонта почти год прожила. Представляешь?

— С каждым годом жалоб на недобросовестные фирмы становится больше, — говорит председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. — Проблема многих потребителей в том, что они легкомысленно подходят к выбору строительной фирмы, часто не читают договоров, которые подписывают, передают деньги из рук в руки, не взяв квитанций или расписок.

Михаил Аншаков настоятельно советует:

1. Прежде чем подписывать договор, надо выяснить, сколько лет существует фирма, и посмотреть отзывы о ее работе на различных форумах и в социальных сетях. О дате образования фирмы можно судить по свидетельству о регистрации юридического лица. Попросите его предъявить и внимательно изучите все подписи и печати. Выясните, есть ли у фирмы офис. С фирмой, которой меньше двух лет и у которой нет офиса, но зато есть негативные отзывы, дела лучше не иметь. Практически беспроигрышный вариант — отзывы и рекомендации друзей и знакомых.

2. Не платите деньги до тех пор, пока не будет подписан договор, в котором четко оговорены сроки выполнения каждого этапа работ и их точная стоимость.

3. Требуйте четко прописать в договоре ответственность исполнителя за срыв сроков выполнения работ.

4. Если условия договора нарушаются (не устраивает качество работ, срываются сроки, фирма не приступает к работам), предъявляйте письменную претензию. Ее нужно вручить исполнителю под подпись. Еще вариант — отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если строители не согласятся с вашей оценкой качества их работы, приглашайте независимого эксперта.

Правда, оплатить его услуги придется вам. Если эксперт подтвердит ваши претензии, бракодел должен расходы возместить. Оспорить заключение эксперта можно в суде. Там же можно потребовать назначить уже судебную экспертизу. В этом случае оплачивает ее или одна из сторон, или расходы делят обе стороны поровну. А потом по решению суда, как правило, проигравшая сторона возмещает расходы.

Если фирма затягивает со сроками выполнения работ или не начинает ремонт, вы можете выбрать один вариант из нескольких. В письменной претензии можно установить новый срок или вообще отказаться от услуг ненадежной фирмы. Возможен и третий вариант: ремонт поручается третьим лицам или все делается своими силами. В этом случае требуйте от первого исполнителя возмещения понесенных расходов и уменьшения цены за то, что уже сделано.

— Если срываются установленные сроки выполнения работ, по Закону «О защите прав потребителей» исполнитель несет серьезную ответственность, — говорит Михаил Аншаков. — За каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере трех процентов от цены выполнения работы (оказания услуги). Если же цена выполнения работы договором не определена, проценты вычисляются исходя из общей цены заказа. Но уплаченный штраф не может быть более 100% от суммы заказа, по которому допущена просрочка.

В принципе можно обойтись без формальностей и сразу обратиться с иском в суд. Но все-таки юристы советуют не пренебрегать досудебным этапом разрешения споров.

— Если фирма отклонит досудебную претензию или откажется выполнить ваши требования, то в суде можно получить большую компенсацию за причиненный моральный ущерб и потребовать выплаты большей неустойки. В мировой суд подаются иски в сумме до 50 тысяч рублей, федеральные судьи рассматривают иски потребителей на сумму от 50 тысяч рублей и выше.

Напоследок еще один совет от Михаила Аншакова:

— Собираясь ремонтировать квартиру или дом и нанимая строителей, сразу же заключайте договор с независимой экспертной организацией на технический надзор за работами. Квалифицированный эксперт будет проверять качество работ на каждом этапе и давать строителям грамотные рекомендации по ведению работ и устранению недоделок. Как показывает практика, это не только экономит время и деньги, но и избавляет от многих лишних хлопот.



Партнеры