На пути нарушителей встанет “Кордон”

Какие новые электронные разработки может взять на вооружение ГИБДД

14 ноября 2011 в 20:22, просмотров: 4821

Столичные гаишники не могут пожаловаться на отсутствие внимания к ним со стороны ученых. В добавление к недавно появившемуся на московских дорогах комплексу “Стрелка” их могут вооружить фоторадарным комплексом “Кордон” и алколазером “Бутон”. В плюсах и минусах возможных нововведений “МК” попытался разобраться совместно с непосредственными создателями электронных стражей ПДД.

На пути нарушителей встанет “Кордон”

Перегородить дорогу любителям быстрой езды в ближайшее время будет призван фоторадарный комплекс «Кордон». А спрятаться от него не помогут даже навороченные «глушилки». Как показало тестовое дежурство новейшего комплекса, его всевидящее око может зафиксировать скорость сразу 32 транспортных средств. А в отдельных случаях вместе со штрафом водитель может получить по почте и качественный фотоснимок, на котором будут видны не только координаты и описание нарушения, но даже его собственное лицо и портрет его спутника на переднем сиденье. Правда, разработчики не ставили перед прибором такой задачи.

Как рассказали «МК» разработчики нового комплекса, уже прошедшего необходимую сертификацию, главное ноу-хау «Кордона» — точность. В отличие от своего собрата — «Стрелки», установленной сейчас на московских улицах, — он совсем не «близорук». Детище питерских ученых считывает номер прямо на месте превышения скорости. А вот «Стрелка» в этом случае запаздывает. Издалека заприметив гонщика, она различает его номер, лишь когда нарушитель окажется от нее на расстоянии нескольких шагов. И если следовать букве закона, то снимок «Стрелки» не может быть настоящей уликой: превысил скорость в одном месте, а сфотографировали уже в другом. Поэтому, как ни крути, московские «Стрелки» идут не точно, хотя они и сертифицированы. «Кордон» же исключает такие лазейки.

Кроме того, с появлением «Кордона» могут отжить свой век и «глушилки». Правда, пока скрыть свою настоящую скорость все еще можно. А виной тому радиолокационная система работы большинства полицейских радаров. Ничего хитрого в ней нет: радар посылает несколько сигналов в сторону машины, чтобы проверить, как за определенный промежуток времени изменилось ее расстояние до объектива, а потом по простейшей школьной формуле вычисляет скорость. Поэтому, создав преграду сигналу с помощью «глушилки», машина может отказаться от «общения» с прибором. Тогда никаких сигналов от железного коня не поступит. Просто-напросто машина не будет существовать для радара во времени и в пространстве. Сигнал же «Кордона» непрерывен и живет в иной системе, чем радиолокационная. Обнаружив машину, он проследит каждый сантиметр ее движения.

Ко всему прочему, «Кордон» умеет и хорошо маскироваться. Весит всего 12 кг и место, соответственно, занимает скромное. Поэтому видеосистема может с легкостью разместиться на столбах освещения или на жестяных конструкциях дорожных знаков — на высокой скорости заприметить трудно. Чего не скажешь о «Стрелке», конструкции которой массивно нависают в Москве прямо над проезжей частью. И тут нарушителям становится проще. Увидел — притормозил.

«Перекрыть» дорогу «Кордоном» готовы по всему миру. Уже сейчас разработчики в прямом смысле слова завалены письмами от Петербурга и до Нью-Йорка (сразу после презентации фоторадара «Кордоном» заинтересовались в США и Канаде). А официально собирать штрафы он сможет лишь со следующего года. Легитимные полномочия «Кордона» как блюстителя порядка на дороге вступят в силу в январе—марте. И скорее всего, пока только в Питере. А вот поставят ли «Кордоны» в Москве, сказать трудно. О возможном принятии его на вооружение в пресс-службе столичного ГИБДД молчат. Видимо, считают, что и «Стрелка» не так уж плоха. Приборы, подобные ей, хорошо зарекомендовали себя, например, на дорогах Казани, которая, кстати, является лидером по количеству фоторадаров в России — их там более пятисот. И за год их работы число нарушений скоростного режима в столице Татарстана снизилось на 20 процентов. В Москве такой статистики нет, но, по данным Центра автоматической фиксации административных правонарушений, за первый месяц работы «Стрелки» было зафиксировано более 18 тысяч нарушений скорости. Это примерно 98% от всех превышений. Но, правда, лишь на некоторых точках. А их в столице всего около 60.

Фиксация нарушений у «Кордона» практически 100-процентная, и при возможной цене в 50–80 тысяч у.е. он должен будет окупить свои драгоценные линзы штрафами — в случае «Кордона» убедительными и неоспоримыми. Чего не скажешь о другом потенциальном оружии дорожно-постовой службы — алколазере «Бутон».

Эта совместная разработка питерских и подмосковных ученых может начать отслеживать пары алкоголя в салоне автомобилей уже в следующем году. Правда, только в том случае, если она окончательно пройдет все нужные испытания и получит сертификат. А пока о тайнах «нераскрывшегося «Бутона» гадают многие. В связи с этим на вопросы читателей «МК» о «Бутоне» (номер от 25 октября) ответил один из руководителей лаборатории разработчиков алколазера.

— Если система будет определять от 150 микрограмм этила (15 сотых грамма), то ждет ли нашу транспортную систему коллапс? Ведь будут тормозить почти каждого!

— Прибор фиксирует наличие паров этилового спирта (этанола) в салоне автомобиля при превышении концентрации 150 микрограмм/литр. Такая концентрация этанола в выдыхаемом воздухе соответствует его содержанию в крови на уровне 0,3 промилле (по информации Российского центра судебно-медицинской экспертизы — от 25 граммов водки. Далее — по нарастающей, в зависимости от веса и физиологических особенностей организма). Впрочем, его можно настроить почти на любые параметры. Уровень чувствительности прибора регулируется.

— А как же незамерзайки и омыватели стекол? Вонь в салоне стоит страшная. Эти жидкости содержат такое количество спирта (технического или этилового), что пары заносит внутрь салона через систему отопления/климат-контроля...

— Большая часть незамерзающих жидкостей для омывания стекол автомобилей производится с использованием изопропилового спирта. На него прибор не реагирует. При использовании омывающих жидкостей, содержащих этиловый спирт, прибор будет давать сигнал тревоги. Значит, вас могут остановить для проверки. Но в России этанол редко используют для изготовления незамерзающих жидкостей, так как существует законодательное ограничение на использование этилового спирта.

— Реагирует ли прибор на сильное похмелье?

— Вопрос скорее медицинский. Абстинентный синдром — похмелье — чаще всего вызывают этиловый спирт и продукты его переработки. Переработка этилового спирта в ацетальдегид — она происходит в печени — проходит с различной скоростью в зависимости от того, сколько алкоголя было выпито человеком накануне, а также от того, насколько организм готов его перерабатывать. Если этиловый спирт полностью переработан организмом — прибору фиксировать нечего. По данным Московского научно-практического центра наркологии, для человека весом 70 кг 100 грамм водки полностью выйдут из организма в течение 4 часов, 300 г — за 14 часов, а пол-литра в течение суток. Если же намешать горькую с другими напитками, то «коктейль» только усугубит дело. Здесь уже нужно полагаться на личное самочувствие. Если вы еще ощущаете даже легкое опьянение — садиться за руль не стоит.

— «Бутон» будет фиксировать парфюм, если в нем содержится спирт?

— Все зависит от количества этилового спирта, содержащегося в духах или одеколоне. Если это количество способно обеспечить указанную выше концентрацию этанола в салоне автомобиля, прибор, естественно, это зафиксирует. Но точно пока говорить нельзя. Обещаю проверить данное предложение в ходе следующей серии испытаний в конце ноября.

— Если сами ГИБДДшники будут держать «Бутон» будучи в состоянии похмелья, то прибор будет показывать на всех проезжающих водителей?

— Прибор способен зафиксировать наличие содержания паров алкоголя в дыхании любого участника дорожного движения, в том числе пешехода, если тот попадает в поле действия датчика. Поэтому судите сами...

— Будет ли алколазер действовать, если на машине установлена тонировка стекол?

— Тонировка стекол оказывает влияние на показания прибора. Однако испытания показали, что при разрешенной тонировке стекол автомобиля прибор успешно справляется со своей задачей. За усиленную тонировку сверх нормы водитель отвечает штрафом.

— Как скоро прибор появится на дорогах Москвы?

— Все будет зависеть от результатов опытной эксплуатации, которая может начаться в ближайшее время. «Бутон» должен пройти проверку в реальных условиях. Тогда можно будет оценить достоверность результатов его измерений и эффективность применения. Мы сами этого ждем.




Партнеры