Патент на ДТП

ГАИ хочет заставить будущих водителей отказаться от обучения в автошколах

Не так давно российские СМИ принесли благую весть: в Госдуму внесен законопроект, в том числе запрещающий сдачу экзаменов на права экстерном. Тем самым, подчеркивалось в комментариях, российские дороги станут на порядок безопаснее. Спешим разочаровать поборников БДД — на самом деле все обстоит с точностью до наоборот.

ГАИ хочет заставить будущих водителей отказаться от обучения в автошколах

На законопроект немедленно, еще до внесения его на рассмотрение парламента, поступило заключение правительства страны за подписью г-на Володина, в котором черным по белому от депутатов требуют разрешить гражданам сдавать квалификационные экзамены на право называться водителем без подготовки в автошколах.

Понятно, что любое правительственное заключение на любой законопроект готовится в профильных министерствах и ведомствах. В нашем случае — в ГУ ГИБДД. Службе, которая, казалось бы, должна быть крайне заинтересована в том числе и в том, чтобы на и без того аварийные дороги страны не выезжали недоучки. Особенно если учесть, что по вине автомобилистов со стажем вождения до трех лет в России происходит 16–20% всех ДТП. Так почему же придорожные полицейские, на словах уже довольно давно выступающие против экстерната при сдаче экзаменов на права, на деле голосуют за эту практику обеими руками?

Дело в том, что сегодня экстерном на права сдают около 200 000 человек ежегодно. С учетом того, что даже выпускники автошкол в 50% случаев сдают экзамен со второй попытки, можно представить, как непросто получить водительское удостоверение «самоподготовщикам». А источники в ГАИ прямо говорят — по-честному это невозможно в принципе. Только через взятку. Цена вопроса — 30 тысяч рублей. То есть ежегодно в карманах нечистоплотных блюстителей дорожного порядка оседает порядка 6 млрд. «деревянных»! Понятно, что отказываться от столь жирного приварка отечественные повелители свистков и жезлов категорически не собираются.

И даже более того. В их планах — практически полное искоренение такого института подготовки водителей, как автошколы. И тогда число экстернов как минимум удвоится, а то и утроится. То есть на кону стоит сумма в 12–18 млрд. рублей. Да отечественная ГАИ и ради меньших сумм запросто жертвовала безопасностью дорожного движения...

И вот в том же самом законопроекте появляется норма, согласно которой требования и к порядку сдачи квалификационных экзаменов, и к материально-техническому оснащению автошкол будет предъявлять правительство. То есть, как уже говорилось выше, МВД в лице ГИБДД. И если говорить о последнем аспекте, то главное требование придорожных полицейских к автошколам озвучено ими давно — наличие дорогущих автодромов и других электронных приблуд в виде огромного числа видеокамер, установленных на всех школьных автомобилях; комплексов психофизического тестирования курсантов и так далее. На круг — сотни тысяч долларов на автошколу. Суммы для подавляющего большинства подобных учреждений неподъемные. Причем, что любопытно, даже объединившись (а этого, вообще-то говоря, им как некоммерческим организациям делать нельзя по закону), они во многих регионах не смогут построить требуемый автодром. В той же Москве, например, для подобного сооружения просто нет места. Но даже если и найдется с учетом расширения столицы, то, во-первых, цена обучения возрастет до 50 000–70 000 рублей, а то и больше с учетом золотой цены аренды столичной землицы и, во-вторых, большинству потенциальных курсантов регулярно ездить туда на занятия станет невозможно. Ну как, скажите на милость, я от «Водного стадиона» стану два-три раза в неделю добираться до, предположим, Капотни?

И что мне останется? Правильно, экстернат. К тому же, заметим, проводимая МВД линия на обязательное применение так называемых автодромов в качестве технических средств контроля при приеме квалификационных экзаменов противоречит статистике аварийности. На автодроме проверяется умение управлять автомобилем при отсутствии других транспортных средств и при скорости не более 20 км/ч, в то время как 80% ДТП по вине водителей совершаются в результате превышения безопасной скорости, нарушения правил обгона, несоблюдения безопасной дистанции и непредоставления преимущественного права проезда.

Напомним, что идея с автодромами продавливается гаишниками уже не первый год и по разным причинам все еще безуспешно (в том числе и благодаря ФАС, признавшей гаишную новацию антирыночной и коррупционной). Но сейчас она близка к реализации как никогда. При этом в своем стремлении срубить как можно больше левого бабла полицейские толкают и депутатов, и правительство на откровенное нарушение законов. Достаточно сказать, что специальность водитель включена правительством же в утвержденный перечень специальностей, получение которых экстерном запрещено. На фоне этого такие «мелочи», как придание полицейским структурам функций, отнесенных к компетенции других ведомств, вообще теряются. А между тем та же методика принятия квалификационных экзаменов — исключительная прерогатива Министерства образования и науки, а не МВД и даже не правительства. Как, впрочем, и разработка требований к оснащению автошкол.

И вряд ли депутаты, готовя этот законопроект, всего сказанного выше не знают. Просто нынче в стране сложилась такая ситуация, когда народные избранники готовы пойти на все, чтобы в полной мере удовлетворить любые, даже самые извращенные желания клиентов. Если в роли последних — чиновники всех рангов и мастей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру