“Другое” метро Москвы теперь доступно всем

На уникальной фотовыставке показаны известные лишь немногим стороны жизни подземки

11 декабря 2011 в 18:04, просмотров: 4756

Принято считать, что московское метро полно тайн и загадок. И это чистая правда. Ветки, по которым не ходят поезда с пассажирами; тоннели поменьше, “вложенные”, как матрешки, в тоннели побольше; настоящие реки, текущие под платформами станций, всем этим подземка изобилует.

Фотографу Александру Попову, больше десяти лет снимающему закулисье метро, удалось запечатлеть множество интересных событий. Посмотреть на подземную жизнь глазами автора можно на станции “Выставочная”, где открылась экспозиция “Другое метро”.

“Другое” метро Москвы теперь доступно всем
фото: Александр Попов

На фото строящегося участка «Трубная» — «Марьина Роща» — эпизод из «тайной» жизни метро, скрытой от пассажиров. Перед пуском пробного поезда по перегону несколько ночей ездит габаритная рама. Если она задевает что-нибудь, белый флажок сразу складывается. Впрочем, ночью в метро много народу не только в связи с пуском новых станций. Обходчики каждую ночь «сканируют» всю подземку, проверяя расстояние между рельсами. Все-таки вагон метро весит 30 тонн, а набитый пассажирами — все 50. Теоретически он может «раскачать» рельсы. Кроме того, каждую ночь уборщики дезинфицируют все вагоны.

Вот фотография, на которой два тоннеля расходятся в разные стороны. Казалось бы, ничего особенного. Однако Александр уверяет, что это место уникальное. «После открытия метро в 1935 году от „Охотного Ряда“ шло ответвление к „Смоленской“. Так вот тоннель, который слева, и есть это ответвление, — объясняет автор фото. — Поезда с пассажирами перестали ходить по нему после строительства станций „Арбатская“ и „Смоленская“. Одно время здесь находились склады. Сейчас эта ветка используется для технических нужд — для передачи составов, для движения мотовозов. Кстати, первоначально здесь было два тоннеля. Но при строительстве подземного торгового центра на Манежке второй пришлось разобрать».

Эти данные достоверны. А есть и другие. По слухам, ветка доходит до Кремля. И вроде как ею любил пользоваться Сталин, который садился в спецпоезд и ехал на дачу. Как бы то ни было, ясно одно: московские недра пронизаны сотнями тоннелей — и для пассажирского движения, и для служебных нужд. И при необходимости можно проехать с одной станции на любую другую. Не всегда прямым путем, иногда окольными маршрутами, зигзагом, через Кольцевую линию.

фото: Александр Попов

Вот еще одно интересное место: старый перегон «Площадь Революции» — «Киевская». Чтобы не закрывать движение во время строительства разделившей его станции «Арбатская», над действующим тоннелем построили огромные бетонные дуги. Получился как бы тоннель в тоннеле. Старый тоннель потом разобрали.

— Сейчас я могу получить разрешение на съемку в метро в любое время. Разумеется, в подземке очень строгая система безопасности, меня сопровождает представитель технадзора, — вспоминает Александр Попов. — А в конце 1990-х было очень трудно получить допуск на ночное посещение метро, практически нереально. Но поскольку в то время строительство многих тоннелей и станций было заброшено («Митино», «Волоколамская»), можно было спокойно залезть — ни забора, ни охраны. Мне очень нравится снимать тоннели. Когда попал первый раз вниз, помню, как поразился их объему. Из окна поезда метро не кажется, что тоннель большой. Хотя его высота — в три человеческих роста.

— Отличите ли вы тоннель образца 1935 года от нового? — спрашиваю у Александра.

— Да, отличу. По строению пути, по оборудованию — трансформаторам, светофорам, кабелям. Современное оборудование сделано из негорючих материалов, силовые кабели — ярко-красного цвета, их можно наблюдать перед въездом на станцию «Трубная».

— Технологии проходки тоннелей за 80 лет изменились кардинально, — говорит зам. гендиректора «Мосметростроя» Николай Тихонов. — Раньше — полностью ручной труд, на грани физических возможностей, с риском для жизни. Деревянная опалубка, отбойные молотки, совковые лопаты. Еще не так давно 1,5-километровый тоннель строили 2–3 года, сейчас, с использованием горнопроходческих комплексов, — в 3–4 раза быстрее. Но щиты можно использовать не везде и не всегда.

фото: Александр Попов

Дело в том, что в Москве очень сложные геологические условия: чередование различных пород, водоносные горизонты; известняк, который нужно брать взрывом. Ходит легенда, что при строительстве Кольцевой линии в районе Золотого острова на головы рабочим выливалось 2,5 тыс. кубометров воды в секунду. Люди работали в специальных костюмах, но выходили насквозь мокрые. И сейчас воды в метро хватает. На «Петровско-Разумовской», где идет строительство одноименной пересадочной станции Люблинско-Дмитровской линии, воды очень много. И сделать ничего нельзя, только постоянно ее откачивать, конопатить швы. Таковы особенности грунтов.

Но самая большая проблема современного московского метро, по наблюдениям Александра, — необдуманное строительство домов в последние годы и огромное количество коммуникаций. В качестве примера он приводит проект линии в Солнцеве. Лет десять назад власти заговорили, что надо бы туда провести легкое метро (на эстакаде). Пока велись разговоры, в одном месте по трассе следования появился торговый центр, в другом — дома. А ведь это капитальные строения, их не снесешь, как палатку. Потом из-за дефицита места на поверхности решили отказаться от легкого метро и «углубиться» в землю. Значит, нужно снова проводить изыскательские работы. В результате проектировщики не могут определиться с трассой.

Между тем, как заявил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, строительство Калининско-Солнцевской линии вот-вот должно начаться. Правда, пока известна судьба только первого участка длиной 2,4 км, который свяжет станции «Деловой центр» (пересадочная на «Выставочную») и «Парк Победы». Трасса проходит под центральным ядром Москва-Сити, пересекает Малое кольцо МЖД, Москву-реку и Кутузовский проспект. Станция «Деловой центр» уже построена в основных конструкциях. На станции «Парк Победы» будет сооружен новый подземный вестибюль, в результате она станет пересадочной между существующей Арбатско-Покровской и будущей Калининско-Солнцевской линиями. Власти обещают открыть этот участок в 2013 году. Затем планируется продолжить линию на юго-запад. Сначала должны появиться станции на Ломоносовском проспекте и в Раменках, а затем в Очакове, Солнцеве и Новопеределкине.




Партнеры