Смерть со скидкой

Любителей дисконтов заставляют делать опасные для жизни покупки

11 декабря 2011 в 18:40, просмотров: 6563

Казалось бы, что плохого может быть в скидках? Дешево, выгодно, приятно... Но одно дело, когда, соблазнившись низкой ценой, вы приобретаете ненужную кофточку, а другое — портите здоровье и рискуете жизнью. Эксперты утверждают: в предновогоднем ажиотаже торговцы предлагают людям вещи, от которых лучше держаться подальше. “МК” составил рейтинг самых опасных и неэтичных скидок.

Смерть со скидкой
Рисунок Алексея Меринова

На днях Великобритания начала расследование скидочного сервиса «Групон», нарушившего законодательство страны 50 раз за год. Одна из претензий к сервису — реклама пластических операций с большими скидками. За несколько часов, а иногда и минут люди принимают решения, которые могут круто поменять жизнь и отразиться на здоровье. Зачастую продавцы продают со скидками не только неэтичные, но и просто некачественные услуги. В России самыми активными агитаторами «опасных скидок», как правило, также являются скидочные сервисы наподобие «Групона», «Купона», «Купонатора», «Выгоды», использующие довольно агрессивные методы рекламы. Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков рассказал «МК», что количество жалоб на скидочные сервисы от обманутых и введенных в заблуждение покупателей постоянно растет, притом что год назад о них еще никто не знал.

Распродажи счастья

Отправившись на скидочные сервисы, репортер «МК» изучил отечественный рынок «распродаж» медицинских услуг — именно такие скидки эксперты поставили на первое место по неэтичности. Объявления о скидках выскакивали сотнями. Рядом с призывами поспешить под нож пластического хирурга на скидочных сервисах красовались провоцирующие картинки. Так, около предложения сделать отопластику сияло огромное ухо под лупой. Здесь же наглядно «капало» время, оставшееся до конца акции.

Выяснилось, что призывающие воспользоваться скидками клиники соглашались удовлетворить любой каприз клиента. «МК» удалось заочно по телефону записаться на лечение пиявками (в центре здоровья сказали, что процедура будет для профилактики), имплантацию зубов («А два имплантата вам случайно не нужно?» — поинтересовался врач), пластический массаж лица и «3D-лифтинг» для разглаживания морщин (в клинике даже не спросили возраст пациента), уколы ботоксом и даже ультразвуковую липосакцию.

— Для липосакции нет противопоказаний, кроме диабета. Если вы у врача были, можно просто справку принести... — пытался заглушить в себе голос Гиппократа администратор одного из центров здоровья.

— А справку обязательно? Я же не успею купить купон, до окончания акции 3 часа!

— Ну тогда покупайте и приходите. Если врач вас обследовал и вы здоровы, справок не потребуем, какого-то особого обследования тоже.

Администратор отделения пластической хирургии и косметологии Марина Алазнели рассказала «МК», что в ее практике нередки случаи, когда люди соблазняются скидками на медицинские процедуры: «Есть люди, которые относятся к здоровью очень легко. Что-то новенькое появилось, например, новый вид мезотерапии, а тем более и со скидочкой — и давай это пробовать». В плане беспечности по отношению к медицинским услугам наши соотечественники не отстают от граждан США, где пластические хирурги отметили новый тренд: операции там стали делать парами и семьями, за компанию, чтобы одному не было страшно.

Эксперты утверждают, что скидки на медицинские процедуры и особенно на пластические операции неэтичны — в любом случае все эти процедуры влияют на здоровье, могут иметь последствия, и без крайней необходимости к ним прибегать не рекомендуется. «На эмоциональных и импульсивных женщин такие скидки действуют не лучшим образом. Под влиянием навязчивой рекламы дама с легкостью может согласиться на ненужную ей операцию, например, при подтяжке ягодиц заодно подтянуть и лицо», — рассказал «МК» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Представитель Лиги защиты пациентов Александр Саверский уверен, что медицина и рынок — вещи несовместимые, задача «заработать» противоречит задаче «не навредить», поэтому классические ходы маркетинга к медицине неприменимы. По словам Саверского, пациентами позволяют манипулировать два фактора: страх перед болезнью или страдание от какого-то дефекта и отсутствие информированности, при которой пациент никогда не будет обладать достаточными знаниями для принятия нужного решения.

Более того, среди врачей, предлагающих огромные скидки, вы можете с большей вероятностью встретить непрофессионала, который ради наживы может провести недобросовестное хирургическое вмешательство, и скидка может стать роковой. «Как правило, квалифицированные и известные пластические хирурги не делают операции с огромными скидками, они не нуждаются в подобных рекламных акциях», — подтвердил «МК» пластический хирург Андрей Искорнев. Он рассказал, что случаи недобросовестного пластического хирургического вмешательства чаще всего встречаются в регионах, где врачи практикуют операции как подработку, например, блефопластику может делать гинеколог или офтальмолог. Пример непрофессионалов, готовых ради наживы искалечить жизнь, привел Александр Саверский. При отсутствии достаточных показаний врачи сделали операцию девушке, которая мечтала увеличить рост и стать моделью. Пациентке сломали кости ног, вставив в них специальные протезы. Полгода девушка провела в гипсе, потом выяснилось, что при операции ей занесли стафилококк. Девушка осталась инвалидом.

Кроме этого опасаться скидок на медицинские услуги стоит и в том случае, если цена снижена за счет использования старых технологий, уверена ведущий специалист Российской академии маркетинга Наталья Минакова. Например, почти бесплатно может продаваться загар в солярии со старыми лампами, которые портят кожу, лечение зубов или же оздоровительные косметологические процедуры с использованием устаревших материалов.

Травитесь на здоровье

Второе место по опасности занимают скидки на продукты питания и медикаменты. Эксперты советуют остерегаться подозрительно крупных предновогодних распродаж. «Часто со скидкой „выбрасываются“ продукты, у которых вот-вот истекают сроки хранения. Человек видит акцию и покупает сразу несколько товаров, а на следующий день они оказываются уже испорченными. Хорошо, если продукт просто выкинут, но им можно и отравиться!» — сетует Наталья Минакова. По словам Натальи Минаковой, манипулировать покупателями и продавать им просрочку позволяет то, что люди из-за низкого дохода ориентируются не на качество, а на стоимость продукта.

Особенно опасны скидки, стимулирующие большее потребление вредных продуктов, например, акции вроде «купи ящик алкоголя по цене трех бутылок», предупреждает Дмитрий Янин. По его словам, этот ящик потребитель априори выпивает быстрее, чем то же количество алкоголя, но купленного за полную цену. Кроме того, человек может и не планировать пить, но не удержится, увидев акцию «три бутылки по цене одной».

Неэтичны и скидки, которые провоцируют на покупку лекарств оптом, когда продавец предлагает купить три тюбика мази или упаковки таблеток по цене одной. Дмитрий Янин предупреждает, что лекарства не нужно покупать впрок. В лучшем случае ваш запас пропадет, а в худшем — могут быть последствия и страшнее, например, если человек будет по инерции пить купленные лекарства, а они ему уже не нужны или нужны другие.

Со скидкой полететь и пешком можно

На третьем месте по опасности находятся скидки на туристические услуги — пожадничав, вы можете не только лишиться денег, но и сэкономить на своей безопасности. «Если путевку с огромной скидкой вам продает известный туроператор, то это вполне может быть распродажа „горящих“ туров или акция для устранения конкурентов, а если оператор неизвестный, вы можете попасть в лапы к мошенникам», — рассказывает «МК» председатель правления Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе напомнила о недавних историях с недобросовестными операторами например «Элио-тур», который, к примеру, продавал дешевые туры на Шри-Ланку за 10 тысяч, а потом исчез. Дмитрий Янин рекомендует насторожиться, если дешевый тур продается не за несколько дней перед вылетом, а задолго до срока путевки, например, за полгода. Не исключено, что перед вами недобросовестный оператор, который потом сбежит. Стоит подумать, перед тем как купить путевку по новой дешевой схеме, — вы берете тур, а отель заранее неизвестен. «Получается своеобразная русская рулетка. Человек не знает, куда едет», — говорит Дмитрий Давыденко. Наталья Минакова рекомендует не экономить на страховке, иначе отпуск действительно может стать опасным для жизни.



Партнеры