Закон по версии 3.03

Минобрнауки предлагает новый вариант «образовательного кодекса»

27 декабря 2011 в 18:44, просмотров: 3000

Во вторник коллегия Министерства образования и науки утвердила окончательный вариант так называемого образовательного кодекса. Если все сложится, он вступит в силу 1 января 2013 года.

Закон по версии 3.03
фото: rusfotosouz.ru

Проект нового, интегрированного закона «Об образовании» обсуждался без малого два года и за это время изменился до неузнаваемости. Нынешняя версия документа в Минобрнауки значится под номером 3.03. При этом самым трудным, признал руководитель рабочей группы Вениамин Яковлев, было, и обеспечить выполнение положения Конституции о бесплатном образовании, и не оторваться от реалий современной жизни, ибо бюджет на сегодняшний день не может профинансировать все.

Принципиальные позиции, закрепляющие этот баланс, по словам разработчиков, таковы. Сохранение бесплатного образования на всех уровнях обучения. При этом впервые закрепляется возможность учиться за счет бюджета в негосударственных учебных заведениях. Доступ каждого ребенка к дошкольному образованию различных форм. Возможность учащихся слушать часть курсов вне своего учебного заведения. Повышение статуса профобразования. Начальное вместе с ПТУ исчезает, а подготовкой квалифицированных рабочих кадров займутся средние профессиональные училища. Серьезно изменится и государственная аккредитация. Впредь она будет подтверждать качество образовательных программ, а не статус образовательных учреждений, как сейчас. «Все виды образовательных учреждений, — особо подчеркнула глава Рособрнадзора Любовь Глебова, — из закона убрали.

Ряд изменений был принят по предложению профессионального сообщества. В частности, в окончательный вариант в последний момент включили минимальный балл ЕГЭ для поступления на профильные образовательные программы — барьер на пути людей, явно не способных к высшему образованию. Однако другие важные моменты в финальный вариант так и не попали. И это, по словам главы комиссии Общественной палаты по образованию Ярослава Кузьминова, не позволит закону работать с полной отдачей. Так, узаконивая прикладной бакалавриат, разработчики не закрепили право этой категории выпускников не только идти работать, но и продолжать обучение. «Получилось, что прикладной бакалавриат сосуществует с академическим. А при таком раскладе люди в него не пойдут, как сейчас не идут в техникумы». Другая проблема, по словам Кузьминова, связана с отказом закрепить в законе, что учитель должен получать зарплату не ниже средней по экономике региона; преподаватель системы профобразования — в полтора раза; а вузовский преподаватель — вдвое более высокую. «Без этого ничего не выйдет. Если мы хотим иметь нормальную школу, вуз и колледж, надо добиваться соответствующего политического решения», — подчеркнул он.

Займется ли кто-нибудь этим благим делом, осталось неясным. Во всяком случае, у Минобрнауки, по словам главы ведомства, сейчас другая задача: «Мы планируем как можно скорее внести законопроект в правительство, а потом в Госдуму. Мы к этому полностью готовы, и думаю, что следующий Новый год мы будем встречать с новым законом. Скорее всего очень похожим на этот».



Партнеры