Разжигание эмоциональной розни

Репортер МК выяснил, кто и как накаляет страсти в среде фанатов

24 января 2012 в 20:57, просмотров: 2452

После убийства болельщика Егора Свиридова полицейские мечтают свести буйства фанатов на «нет», а еще лучше - их самих «помножить на ноль». Однако все понимают, что тогда любая игра будет пресной. Так что вопрос лишь в том, как соблюсти баланс: «поднять градус» на матче, но не довести ситуацию до кипения.

Как раз на этом и специализируются люди редчайшей профессии - авторы мелодий для игр. Эти провокаторы заставляют болельщиков на стадионах кричать и топать, а судей скрежетать от злости зубами. Сами при этом сильно рискуют. Спецкор «МК» проник на музыкальную «кухню», где болельщикам готовят остренькие «блюда».

Разжигание эмоциональной розни
фото: Геннадий Черкасов

Судьи обижались на оскорбления

-Чаще всего нас нанимает не организатор всего матча, а какой-то конкретный клуб, - рассказывают они.- Соответственно мы озвучиваем матч так, как нравится именно ему. И болельщики клуба-соперника нас не очень любят. Мягко говоря.

Некоторые уверены, что в принципе доля вины звукорежиссеров-постановщиков в столкновениях фанатов есть. Может, в какой-то степени они правы?

Вообще еще лет десять назад, к примеру, хоккейные матчи проходили сравнительно спокойно. Игроки выкатывались на лед под один и то же музыкальный проигрыш, а из кричалок можно было услышать разве что традиционное для болельщиков всех стран - «оле,-оле-оле-оле». И когда судьи выносили спорные решения, максимум раздавался свист и топот. Никакой тебе феерии, ничего неожиданного. Тогда-то кучка диджеев-звукорежиссеров и задумала придать спортивным мероприятиям больше огня. Сделать матчи больше похожими на шоу. Сами себя назвали постановщиками спортивно-зрелищных мероприятий и в этом качестве стали искать работу. Если их нанимал какой-то клуб, то во время игры звучать какие-то фразы, треки. Сначала болельщики к этому отнеслись насторожено, а потом подхватили.

- Реально это было шоком для многих, - рассказывают ребята. - Сама атмосфера на спортивных играх стала меняться. Но организаторам матчей это было не нужно. Ни один клуб, ни одна федерация не понимали, зачем какие-то люди ходят тут, ставят какие-то странные песни, заставляют болельщиков скандировать какие-то строчки. Создают весь этот шум-гам. Только спустя три года они сообразили, что это не просто весело, но и привлекает зрителей и помогает командам выигрывать.

-Так уж и выигрывать? - сомневаюсь я.

-Именно. Вот когда мы занялись хоккеем болельщики там были такие вялые, что игрокам на лед не хотелось выходить. Сначала мы зрителей «пробудили» нашими «кричалками» и музыкой, а те в свою очередь команду. И она сразу же поднялась.

В хоккей ребята привнесли фразы из десятков популярных кинолент, мультфильмов, песен, сказок.

Если судья, как казалось болельщикам, прав, то звучали проигрыши из «Кавказской пленницы», «Джентльменов удачи». Или песня из мультика про Вини-пуха «И я того же мнения».

«Бывает переходим за грань»

Во всей стране, по сути, кроме кучки парней никто подобным творчеством не занимается. Сами ребята считают это скорее минусом, чем плюсом. Потому что никто не знает, как вообще оценивать их работу и каких результатов от неё ждать.

Ребята ставят мне послушать «кричалки», которые сами придумывают. «На совести» спортивных ди-джеев их несколько сотен. Многие весьма удачные «кричалки» клубы, на которые они работали, забраковали по разным соображениям. А прежде чем врубить на стадионе саундрек или кричалку в массы запустить, авторы по контракту обязаны их представить заказчику (в качестве него выступает какой-то клуб или спортивный комитет). А тут еще Российское авторское общество все время давит. Из-за этого креативщики теперь используют русские-народные песни, классику - все то, за что никто не предъявит претензии.

Вообще многие «выкрики», по задумке авторов, зрители их должны подхватывать, начиная с какой-то фразы или на место паузы вставлять какое-то словцо.

- Накал страстей должен быть обязательно, - подхватывает другой.- Если честно, я считаю, что межфанатские столкновения нужны. Это здоровый драйв (разумеется, когда дело не доходит до поножовщины и т.д.) Они были и будут во всех странах.

«Небо славян»

- Но вообще когда вы провокации устраиваете, результат всегда контролируемое?

- Стараемся не переходить за грань. Но бывает всякое. Как-то в разгара беспорядков был хоккейный матч, и мы ставили вырезки из группы «Алиса» «Небо славян». Народ феерично хлопал, радовался, поднимал российские флаги выкрикивал националистические лозунги. Что было то было, мы не скрываем.

- Но ведь вы сами себе противоречите - то пытаетесь примирить фанатов из разных стран, то наоборот, поссорить...

- Так и есть. Но это совершенно нормально, это наша работа. Комплекса власти нет у нас нет и задачи управлять массами никто не ставит. Мы просто делаем шоу.

Задумка простая – музыку подбирать в соответствии с темпераментом спортсмена, выходящего на арену. Предварительно согласовывать с выступающим не нужно, так и для него это будет сюрприз.

-А вдруг ему не понравиться или он проиграет, а вас в этом обвинит. Скажет - да это из-за музыки, она на меня тоску нагнала, - спрашиваю ребят.

-Ну тогда это будет наша последнее выступление. Знаете, лично мы уверены, что если спортсмен настроен на победу, его задор и пыл даже похоронным маршем не погасишь. А вот добрая энергичная музыка, наоборот, даже не совсем уверенному в себе придаст сил.




Партнеры