Техосмотр по-новому: то или не то?

Мособлдума решила разобраться в этом по-своему

31 января 2012 в 20:00, просмотров: 2415

В ближайшее время в Мособлдуме будет создана рабочая группа по подготовке поправок в 170-й ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств». Новыми правилами прохождения ТО оказались недовольны члены областной Общественной палаты. По их мнению, система, которая должна была освободить процедуру от коррупции, породила массу новых проблем и привела к не меньшему уровню взяточничества.

Техосмотр по-новому: то или не то?
фото: Геннадий Черкасов

В «круглом столе» Общественной палаты Московской области, на котором было принято решение, что процедуру прохождения ТО надо изменить, приняли участие представители органов власти, страховых компаний, управления ГИБДД Московской области, а также члены общественных объединений автомобилистов «Общество синих ведерок» и «Комитет по защите прав автомобилистов». Все собравшиеся согласились с тем, что нынешний закон неудачен.

Напомним, новая процедура прохождения техосмотра, установленная с января этого года, вызывает у автомобилистов много вопросов.

Отныне сотрудники ГАИ заветный талон не выдают и даже на дорогах его не проверяют, но без него по новым правилам автовладельцам нельзя получить страховку, наличие которой, как раз таки инспектора проверят. Обязательный техосмотр передан из ведения МВД коммерческим техцентрам. Процедура техосмотра для новых автомобилей отменена.

Согласно принятому закону о ТО, действие талонов, выданных в 2011 году, заканчивается в 2012 году вместе с полисом ОСАГО. Страховая компания не может выдать полис владельцу автомобиля с талоном, срок действия которого закончился за шесть месяцев до окончания полиса. Поэтому в начале 2012 года на рынке ОСАГО остановились продажи обязательных страховок таким автовладельцам. Проблема коснулась и собственников вновь купленных подержанных машин. В их ситуации получается замкнутый круг: на машине нет ГТО; нужно его пройти; пройти техосмотр можно только зарегистрированному авто (у которого есть номер); чтобы поставить на учет в ГИБДД, необходим полис ОСАГО, его не выдают, так как нет талона техосмотра.

Сама процедура прохождения ТО также вызывает нарекания. После принятия закона новые талоны техосмотра должны были быть выпущены в 2011 году тиражом не менее 12 миллионов экземпляров, но в результате отпечатали всего 1,7 млн. экземпляров. На каждый пункт ТО пришлось примерно по 500 бланков, которые были розданы сразу в первых числах января 2012 года. Из-за отсутствия новых бланков пункты технического осмотра не могли проводить техосмотр автомобиля. Автовладельцы уезжали и без талонов, и без страховки ОСАГО, а пункты ТО оставались без прибыли.

Кстати, после перехода техосмотра на новые рельсы и появления сотен пунктов, не имеющих отношения к ГАИ, продолжат работать и старые пункты при ГИБДД, их услуги дешевле. В Московской области аккредитованы 41 юридическое лицо и два предпринимателя для осуществления функции технического осмотра, одновременно управление ГИБДД имеет 55 пунктов осмотра.

— У нас в Подмосковье невысокая ставка за ТО — 680 рублей, это ниже, чем во многих субъектах, — отметил председатель общественников Никита Чаплин. — Закон защищает наши права. Мы не должны ехать в специализированные организации, вместе с полисом ОСАГО проходить техосмотр. С другой стороны, нас пугает такая легкость получения ТО для необязательных граждан. Функция контроля ушла от государства, и, по сути, сегодня она не закреплена ни за одним ведомством. В данном случае люди, не следящие за состоянием своего авто, могут быть источником повышенной опасности на наших дорогах. Факты выдачи талонов без процедуры осмотра — это пятно на весь страховой рынок.

Согласно официальной статистике управления ГИБДД по Московской области, 1–2% всех ДТП происходит по причине технически неисправных автомобилей. Однако, по словам экспертов, в том числе из самого управления ГИБДД, подобная статистика не может считаться совершенной, поскольку большой процент происшествий регистрируется не как случившиеся по причине неисправности, а как произошедшие по вине водителя, не справившегося с управлением. На «круглом столе» была озвучена статистика, согласно которой в Германии выявили, что 25% ДТП косвенно происходят по причине неисправного техсостояния.

Кроме того, заседавшие отметили и несовершенство законодательной базы о техосмотре. В частности, не разъясняется, можно ли владельцам снятых с учета машин с истекшей страховкой доехать на этом автомобиле до пункта ТО, чтобы эту страховку получить.

— Таких пробелов в законе много, а разъяснений от законодателей пока нет. Закон не учитывает многие специфические случаи, — посетовал Чаплин.

Примечательно, что ситуация с техосмотром в Подмосковье не уникальна для России. Проблемы с процедурой техосмотра отмечаются практически везде по стране, а страдают от этого прежде всего автолюбители. Ситуация оказалась настолько напряженной, что вынудила президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла БУНИНА покинуть свой пост. Это решение связано с критической ситуацией по выдаче полисов ОСАГО, которая привязана к техосмотру по новому закону о ТО.

По итогам «круглого стола» было решено внести в закон поправки. По мнению участников «стола», это не скажется негативно на гражданах, но зато сможет улучшить технический осмотр.

— Главная задача разработчиков законопроекта — передать контроль за техосмотром государству, поскольку страховые компании не заинтересованы и не справляются с этой функцией, — утверждает Чаплин. — Первые прошедшие техосмотр автолюбители завалили ГИБДД жалобами. В том числе, что с них требуют за техосмотр суммы, значительно превышающие «предельную» сумму.

Тем временем специалисты рекомендуют тем автомобилистам, у которых страховка будет действительна долгое время, техосмотр пока не проходить и подождать. Либо со временем на рынке появятся новые компании-операторы ТО — и цены на услугу снизятся. Компаниям выгоднее будет брать по 900 рублей с десяти автомобилистов, чем три тысячи с одного. В будущем стоимость техосмотра автомобилей будет пересматриваться. Кроме того, уже весной этого года Государственная дума может рассмотреть законопроект, который позволит отменить техосмотр для автомобилей младше пяти лет — сейчас ТО необязательно проходить новым машинам, которым менее трех лет. Да и мало ли что еще может случиться — строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения.





Партнеры