Век просвещения

Работодатели жалуются на дефицит квалифицированных кадров

Работодатели жалуются на дефицит квалифицированных кадров

Количество компаний, готовых взять на работу молодого специалиста без опыта, растет, показывают опросы одного из порталов по трудоустройству. Первопроходцами здесь были западные компании, которым в любом случае было дешевле довести до своих корпоративных стандартов российского работника. Отправить его на стажировку в зарубежный офис компании дешевле, чем везти в Россию своего специалиста, оплачивая ему высокие командировочные и компенсации.

Эстафету подхватили российские крупные компании. Вначале — для обучения сотрудников своим корпоративным стандартам. Затем — просто для обучения, так как, по солидарному мнению работодателей, качество подготовки выпускников вузов и колледжей падает, а дефицит квалифицированных специалистов растет.

«В первую очередь, конечно, компании учат сотрудников тому, что увеличит производительность труда, сделает его более качественным. В каждой профессиональной сфере требуются собственные уникальные навыки, поэтому и курсы тоже во всех профессиях разные, их бесчисленное множество», — говорит Марина Львова, директор по работе с персоналом одного из крупнейших работных порталов. Впрочем, по ее словам, существуют курсы, которые будут полезны всем работникам независимо от должности и специализации, они тоже очень популярны. «Это курсы по иностранным языкам, тайм-менеджменту, по подготовке презентаций и текстов, деловой этике», — говорит Львова.

Формат обучения зависит исключительно от направления обучения, типа курса и финансовых возможностей компании. «Безусловно, наиболее популярны форматы, в которых сотрудник не выпадает из рабочего процесса, потому что мало какой компании хочется остаться без работника даже на несколько дней. В то же время курсы на один-три полных дня тоже очень распространены, например, по управлению проектами. Обучение, длящееся более недели, обычно предполагает занятия по несколько часов в день», — отмечает эксперт.

Существует и обучение топ-менеджеров в зарубежных странах. При таком формате обычно человек уезжает на 1–2 недели несколько раз в год. «Редко кто отправляет топ-менеджера учиться за границу на полгода или год», — отмечает Львова.

Расширяется практика создания корпоративных университетов. Их достоинство в глазах работодателя в том, что обучение ведется на высоком уровне, так как есть возможность использовать не только собственных, но и приглашенных преподавателей, проводить мастер-классы и воркшопы с ведущими специалистами мирового уровня, но при этом обучение строго подчинено задачам и целям работодателя. «У нас уже давно существует корпоративный университет, задача которого — обучение сотрудников. У нас есть собственные преподаватели, а также подключаются приглашенные. Кроме того, корпоративный университет подбирает внешние курсы для сотрудников», — говорит Львова.

Наиболее востребованной составляющей компенсационного пакета для работающих россиян является возможность обучаться за счет компании, показывают опросы. Без сомнения, возможность профессионального обучения за счет компании — один из важнейших факторов выбора работодателя для людей, строящих карьеру и находящихся на ее ранних этапах, соглашается Львова. «Однако профессиональное обучение не единственная составляющая привлекательного HR-бренда», — предупреждает она. Во всяком случае, как показывают те же опросы, главным мотивирующим фактором для работников является размер денежного вознаграждения. Исходя из этого можно предположить, что и учиться работники любят ради последующей прибавки зарплаты, а не вместо нее.

В связи с этим возникает и серьезная проблема для компаний, практикующих обучение сотрудников. Обычная история: после получения диплома (сертификата, свидетельства) сотрудник просит начальство о прибавке зарплаты или повышении в должности. Чем нередко ставят работодателя в сложное положение. Дело в том, что в российском законодательстве никак не прописана возможность компенсации затрат работодателя на обучение сотрудника, если последний решил после этого уволиться.

Выходом из положения может быть обучение сотрудников в рамках индивидуального карьерного планирования. Если работник знает, что обучение компания оплачивает ему потому, что поставила его в кадровый резерв или что получение сертификата поднимет его зарплату на определенный процент, недоразумений, как правило, не возникает. Однако HR-службе стоит серьезно подходить к определению мотивации сотрудника на обучение: является ли это карьерными или зарплатными амбициями в рамках продолжения работы в данной компании — или это, что называется, «дембельский аккорд» перед уходом к конкуренту? «Разумные компании вкладывают деньги только в тех сотрудников, в которых видят потенциал. Естественно, если компания не чувствует, что человек останется работать надолго, то и обучать его за счет компании смысла нет», — говорит Львова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру