Страсти вокруг строительства в Битцевском парке кипят уже не первый год. «Метро на юго-западе строить нужно, но не такой ценой», — утверждают жители. В письме терподразделения «Природно-исторический парк «Битцевский лес», полученном активистами, отмечается, что создание тоннелей глубокого заложения приведет к изменению уровня грунтовых вод, на которые «крайне болезненно реагируют дубовые насаждения». Иными словами: помимо вырубки большого массива деревьев строительство метро чревато гибелью знаменитых дубрав парка.
В мэрии привычно возражают, что граждане беспокоятся напрасно. «Метрополитен не повредит Битцевскому лесу, — уверен глава Департамента природопользования Антон Кульбачевский. — Глубина прокладки — 20 метров, а значит, я спокоен — парку ничего не угрожает». Необходимость строительства именно этого участка подземки чиновники объясняют его высокой востребованностью. В прилегающей зоне проживают 270 тыс. человек, 95% из которых будут пользоваться новыми станциями. Другой аргумент — сроки и стоимость работ. «Были обходные варианты, но утвержденный проект в два раза дешевле, и его в два раза быстрее строить, что важно для пассажиров», — заявил в пятницу главный инженер Мосинжпроекта Владимир Беляков. По планам мэрии движение на Бутовской линии должно открыться уже в 2014 году.
Подписанное постановление разрешает строителям использовать незаповедные участки Битцевского парка для возведения «отдельно расположенных или встроенных сооружений на поверхности земли, используемых в целях обеспечения функционирования метрополитена». (Напомним, что по городскому законодательству любое капитальное строительство в ОППТ, не связанное с природоохранной деятельностью, запрещено.) Беляков в пятницу пояснил, что речь идет о трех вентиляционных киосках, через которые в метро «будет поступать свежий лесной воздух». Киоски, по его словам, будут небольшими — метр на метр и два высотой, поэтому к нарушению экологии их сооружение не приведет.
В настоящее время в районе Битцевского парка проводятся только подготовительные работы. К самому строительству приступать нельзя, поскольку предлагаемый горадминистрацией проект не прошел государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) и главгосэкспертизу. В конце декабря 2011 года департамент Росприроднадзора по ЦФО признал проектную документацию по Бутовской линии не соответствующей «требованиям законодательства в области охраны окружающей среды». А Минрегионразвития отказалось проводить государственную экспертизу без положительного заключения экологов. Тем не менее столичные чиновники не теряют надежды «протащить» свои планы через федеральные ведомства. «Сейчас готовится документация для экологической экспертизы и главгосэкспертизы. После получения необходимых документов начнется строительство», — заявил 17 февраля на брифинге представитель столичного Департамента строительства Дмитрий Дорофеев. Но и жители сдаваться не собираются. В их арсенале — продолжение протестных акций и обращения в правоохранительные органы.