Инноватор с мотором

Инвестициями в вузовскую науку займутся студенты

19 февраля 2012 в 19:46, просмотров: 2018

Госдума узаконила студенческие советы в вузах и наделила их значительными правами — допустила к контролю за распределением общежитий и стипендий. Однако ректорское сообщество считает, что главное дело студентов — учиться и развивать вузовскую науку, а не делить деньги. А уж если делить — то по большому счету!

Инноватор с мотором
фото: Кирилл Искольдский

Только что принятые Госдумой поправки к законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прошли нелегкий путь. Депутаты и чиновники обсуждали их много лет и никак не могли договориться об основных параметрах. Например, требовать ли от вузов обязательного создания студсоветов или оставить этот вопрос на их усмотрение. Или что представляет собой студсовет в принципе — орган управления или самоуправления.

Не ускоряла процесса принятия закона и позиция профсоюзов, а также и ряда ректоров, констатировал член думского Комитета по образованию Григорий Балыхин: «Ректоры по этому поводу ура не кричали. Профсоюзы тоже, поскольку видели в органе студенческого самоуправления конкурента».

Между тем создание студсоветов (советов учащихся) шло самоходом. (По данным Госдумы, на сегодняшний день их по России уже более 800.) И поправки, вводящие в правовое русло этот процесс, все-таки приняли. Да еще какие! Отныне органы студенческого самоуправления не только освящены законом, но и допущены в святая святых вузовской кухни — к распределению мест в общежитиях и социальных стипендий. И это, считают в Российском союзе ректоров, не лучшее решение.

Как пояснила «МК» генеральный секретарь РСР Ольга Каширина, с одной стороны, закон, безусловно, «направлен на повышение прозрачности внутривузовских процессов. Ведь в целом студенчество является средой с повышенным чувством справедливости и активного поиска новых путей. И новый закон позволяет им применить свои лучшие качества». И с этой точки зрения идея хороша. Однако с другой — «в сфере высшей школы помимо вопросов участия в управлении имуществом и финансами вуза есть не менее, а то и гораздо более важные темы. Одна из них — формирование инновационной среды, внедренческих структур. Задача формирования нового, создания соревновательной среды, которая выступает главным акселератором развития, — это как раз, на мой взгляд, должно стать сферой ответственности и интереса студенчества. Именно об этом шла речь на последнем заседании совета Российского союза ректоров».

Поле для применения могучих студенческих сил — огромно, считают в РСР. Ведь нынешняя инновационная активность студенчества крайне недостаточна: «их доля в малых инновационных предприятиях вузов не превышает 2,5% от всех студентов». Поэтому и в решениях совета РСР «прямо говорится о необходимости формирования межвузовских студенческих структур, которые бы координировали процессы вовлечения студентов в работу малых инновационных предприятий, осуществляли бы поиск структур, заинтересованных во внедрении изобретений, и потенциальных инвесторов, а также контролировали бы юридическую прозрачность процессов соблюдения авторских прав. Именно в этом мне видится основная миссия студенческих советов сегодня», — особо подчеркнула Каширина «МК».

По ее словам, «призвание студентов — учиться, постигать азы науки, творить и открывать новое. А если им параллельно хочется включаться в вопросы экономической деятельности вуза, то лучше, чтобы эти вопросы в первую очередь сопрягались с наукой. Работа в малых инновационных предприятиях и поиск источников их финансирования, а также юридическая защита произведенных в этих предприятиях изобретений, организация межвузовских проектов в рамках работы таких хозяйственных обществ будет лучшим опытом для студентов в административно-финансовых вопросах. Российский союз ректоров давно пропагандирует идею создания межвузовского инновационного фонда. Фактически речь идет о создании межвузовских советов молодых ученых и студсоветов, которые координировали бы деятельность малых инновационных предприятий, формируя пул инновационных запросов как на региональном и федеральном уровнях, так и на международном поле. Студенты — наиболее динамичная и мобильная группа вузовской корпорации, и они могли бы очень эффективно вести поиск заинтересованных в инновациях компаний и предпринимателей, налаживать с ними контакты».




Партнеры