Кто убил Черепашек ниндзя

“МК” попытался прожить в сегодняшней Москве, используя технику прошлого века

23 февраля 2012 в 17:01, просмотров: 5175

Вот он, человек рубежа тысячелетий, сел в машину времени и, преодолев 10–15 лет, переместился к нам в 2012 год. С пейджером на ремне, большущим телефоном на шнурке и часами «Монтана» шагает удивленно он по Москве сегодняшней, заходит на «Горбушку», с надеждой прихватить для своей магнитолы пару новых кассет или обновить джойстик для «Сеги». Удастся ли ему приостановить прогресс и выжить в наше время, пользуясь устаревшими гаджетами? Куда делись некогда революционные технические новинки, так недавно будоражившие умы? Кто ими пользуется сейчас? Все это выяснил корреспондент «МК».

Кто убил Черепашек ниндзя
фото: Юлия Чернухина
Тетрисы и тамагочи у продавца игрушек прошлого Андрея раскупают на ура.

Настоящий ли пейджер у мэра Москвы?

Первым делом наш переселенец во времени решил проведать старых друзей и разослал им на пейджеры несколько сообщений о приезде, тем более что в Интернете есть сайт, который позволяет это сделать бесплатно. Но ему никто не ответил. Тогда он решил проверить свой пейджер — а вдруг он сломался? Увы — по телефону, принадлежавшему пейджинговому оператору, находится теперь интернет-магазин. Сама компания разорилась в 2004 году. Любопытно, что на просторах Сети можно обнаружить интервью, сделанное за год до разорения. В нем директор компании рассказывает, что «хоронить» пейджеры в связи с распространением мобильников не стоит. Он был уверен, что количество абонентов его компании будет расти. Однако во второй половине 2000-х все пейджинговые компании разорились или перепрофилировались. Обзвон это подтвердил. «Мы не занимаемся пейджерами где-то с 2004 года, все, что у нас осталось, — это имя, сейчас мы колл-центр», — с горечью в голосе сказали «МК» в «Астра Пейдже». «Мы сейчас не подключаем новых клиентов, а обслуживаем только старых», — сообщил «Инфом-экском».

Немногочисленных клиентов пейджинговой связи удалось найти — это столичные чиновники. Так, у самого градоначальника есть пейджер, сообщение на который можно отправить, позвонив по номеру (495)221-28-17. По примеру градоначальника не отстают от модернизации и столичные префекты. «Начал работать «пейджер префекта!» Номер 660-10-45 для абонента «префект СЗАО», — сообщает префектура СЗАО, куда для проверки наш герой и отправил сообщение. Оператор записала ФИО и полный адрес, предупредив, что это обращение считается официальным и будет доставлено за минуту.

Однако, и у префекта пейджер виртуальный и пейджингом это можно назвать лишь условно — записывающий голосовые сообщения оператор отправляет их на электронную почту, рассказала главный специалист справочно-информационной службы префекта СЗАО Валентина Скропкина, получившая тестовое обращение. По ее словам, к ним приходит по 7–8 сообщений в день, в основном от пенсионеров.

Москвичей истерзала ностальгия по «Сегам», а DVD теперь роскошь для богачей

Договорившись о встрече с друзьями, наш путешественник во времени решил отправиться на «Горбушку» за новомодными сборниками «Иванушек» и парочкой видиков.

«Какие кассеты? С магнитной лентой? — не сразу понимали вопрос продавцы. — Да я вам так отдам, у меня дома гора валяется! У нас тут с DVD уже разорились!» На втором этаже «Горбушки» угрюмый продавец распродавал DVD по 99 рублей. На вопрос «почему распродаете» он буркнул «не ваше дело», однако потом признался, что DVD сейчас никто не покупает, кроме богачей: «Берут фильмов на 30 тысяч и на дачу с ними на все лето. У кого деньги есть, им незачем заморачиваться, из Интернета скачивать». «Хоть вой», — признался «МК» еще один продавец DVD — Андрей. Правда, сказал, единственный лучик надежды у отрасли остался — DVD-3D, которые еще кто-то покупает.

С большими усилиями на «Горбушке» удалось найти «Сегу» за 750 рублей и «Денди» за 900. Приставки были нового производства: «Да их китайцы сейчас пристроились шлепать», — пояснил Михаил, продавец ретродевайсов. За «Сегами» к нему приходят каждый день: «Вы бы видели, как ностальгия людей мучает! «Марио», «Танчики», «Черепашки» для «Денди». Выяснилось, что в магазинах техники сложно, но можно обнаружить тетрис за 300 рублей и тамагочи за 250.

«Из гаджетов тетрис — самый популярный, так как он недорогой и символизирует то время. Его заказывают или для игр, или в подарок, чтобы окунуть человека в прошлое», — рассказал «МК» Глеб Ширяев, гендиректор одного из магазинов, продающих товары из прошлого. По его словам, одних тетрисов у них заказывают до полутора тысяч в месяц. На втором месте по популярности — часы 90-х: «Электроника» или «Монтана». Их берут сотнями. «Электронику» сейчас делают на том самом заводе, где их делали и в 90-х, а «Монтана», подобно «Сегам», производится в Китае. Игровые приставки — на третьем месте по популярности у ретроманов.

Что удивительно, но на старых добрых тамагочи еще и наживаются — цена девайсов в некоторых магазинах приближается к 2000. «Сейчас их практически не выпускают, а те, что есть, модернизировались, у них другой экран, инфракрасный порт», — пояснил столь высокую цену тамагочи Глеб Ширяев.

Тем же, кто решит поностальгировать за просмотром видеомагнитофона, сейчас все карты в руки. Видеокассеты сейчас отдают почти даром, но никто не хочет их брать. «Видиков у нас лежит за сотню. Делаем дома ремонт, решили избавляться, а выкидывать жаль. Вот решила продать по 15 рублей», — рассказала «МК» Анна. Однако за полгода, что висит объявление, ей позвонил только один человек и купил 6 видеокассет. Ностальгия, похоже, захламляет не одну столичную квартиру: «Отдам даром катушечный магнитофон, — пишет Елена Орлова из Лыткарина, — заберите, ради бога, на мусорку жалко тащить». Подобных объявлений висит в Интернете сотни.

Пленочные фотоаппараты стали арт-хаусом

Когда время пребывания в столице-2012 подошло к концу, наш герой решил проявить отщелканные на своей «мыльнице» кадры. С ужасом узнал, что «Кодак» на днях разорился, но проявить пленку еще не составит труда, хотя число мест, где это можно сделать, стремительно сокращается. Проявка пленки сейчас стоит там от 10 до 100 рублей, распечатка одной фотографии — 4–6 рублей. «Три—четыре человека в день подходят с пленкой, в основном бабушки», — не унывает частный ИП в переходе у редакции «МК».

По свидетельствам продавцов, пленочные фотоаппараты уже лет шесть в магазинах не продаются, их можно приобрести разве что на барахолке или через Интернет. Фотопленку найти еще можно. В салоне «Коника» спросили, обычная или просроченная пленка интересует, — оказалось, что многие покупатели любят эффект «муара», белого размытия, который просроченная пленка дает. «Фотографирование на „мыльницу“ теперь считается арт-хаусом», — объяснил «МК» продавец «Коники» Сергей. По его словам, число молодых людей, которые начали «мыльницами» пользоваться, сейчас сравнялось с числом пожилых, которые от «мыльниц» никак не откажутся. «У меня одна девочка знакомая, хипстерша, так она по 200 метров пленки в год переводит!» — закончил продавец. «Для людей фотографирование на „мыльницу“ — это такое хобби, когда они экспериментируют с пленочной фотографией. Это течение называется ломографией», — рассказал «МК» фотограф Серж Головач. По его словам, снимки со всяческими спецэффектами можно получить и на цифровом фотоаппарате, но основная цель ломографии — получить необычный результат, ощутив при этом некое таинство. Самое важное здесь — элемент непредсказуемости.



Партнеры