В Москве не будет водки шаговой доступности?

Власти разрабатывают меры по ограничению торговли спиртным в жилых домах

2 марта 2012 в 18:50, просмотров: 4086

1 марта мэр Москвы дал поручение Департаменту торговли и услуг разработать предложения по ограничению продажи спиртного в магазинах, находящихся в жилых домах. «Мне не нравится, что алкоголь продается в жилье», — сказал мэр. Переходить к реальным действиям власти пока еще не начали. Но предложенная мера грозит столице настоящим сухим законом — более 80% магазинов находятся как раз в жилых домах. «МК» оценил перспективы введения подобных ограничений на продажу алкоголя.

В Москве не будет водки шаговой доступности?
фото: Наталия Губернаторова

— Наш магазин находится неподалеку от школы, — говорит владелец небольшой торговой точки в Сокольниках. — Из-за этого мы не можем продавать ни водку, ни вино. Только пиво есть на прилавках. В результате бизнес получается убыточным. Если мы вообще лишимся возможности продавать алкогольные напитки — можно будет тут же закрываться. Ни о какой прибыли уже вообще говорить не придется. Я бы рад от магазина избавиться, да продать не могу.

Крупные магазины, находящиеся в отдельных зданиях, — это веяние последних десятилетий. Раньше дома изначально строились с расчетом, что торговля будет вестись в помещениях на первых этажах. И в столице их хватает.

— Согласно поручению мэра, мы начали прорабатывать вопрос о введении ограничений на торговлю спиртным в жилом секторе, — рассказал источник в Департаменте торговли и услуг. — На разработку предложений нам понадобится несколько недель, потом они будут представлены городскому руководству. Но на самом деле вряд ли горадминистрация решится на слишком суровые меры. В Москве порядка 85–90% магазинов находятся на первых этажах жилых домов. Ограничения сильно подорвут торговлю. Для мелких же коммерсантов это вообще станет концом бизнеса.

Предприниматели сразу же заподозрили руку сетевых магазинов. Крупные фирмы — единственные, кто сможет как-нибудь выкрутиться из положения. Но, как выяснилось, даже сетевики смотрят на предложение градоначальника с опаской.

— Могу рассказать вам, из чего складывается доход продуктового супермаркета, — говорит менеджер большого магазина. — Порядка 30% выручки получается с реализации сигарет. 40–45% приходится на спиртное. Еда же занимает меньше трети общего оборота. Так везде, не только в сетях, но и в небольших магазинах. Вот и представьте, чем обернется для нас потеря 40% прибыли. Либо закрытием, либо поднятием цен. Но бесконечно задирать ценники тоже нельзя.

Несмотря на то что сами исполнители поручения Сергея Собянина скептически смотрят на данную инициативу, коммерсанты боятся, что власти доведут идею до конца.

— Странно получается: с одной стороны, чиновники признают, что надо поднимать малый бизнес, доводить его участие до 50–60% в общей деятельности, — говорит член совета московского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Саакян. — И тут же ставят на коммерсантах крест. Торговля не самое высокотехнологичное занятие, но людям все-таки надо где-то покупать еду. Запрет же на торговлю спиртным в жилых домах приведет к разорению магазинов. Подобные меры нигде не принимались. Есть только временные ограничения. К примеру, в Ульяновской области не так давно запретили продажу спиртного в выходные.

Власти же уверены, что предложенные меры необходимы и пойдут только на пользу. По словам руководителя Департамента торговли и услуг Михаила Орлова, в мэрию постоянно поступают жалобы от горожан на «очаги напряженности вокруг таких точек продажи». При этом чиновник заверил, что возникновение дефицита спиртного в связи с предполагаемыми ограничениями полностью исключено.

Со своей стороны можем выразить некоторое сомнение по поводу очагов напряженности около продуктовых магазинов в ночное время. Многие торговые точки теперь закрываются в десять часов вечера, как только начинает действовать временной запрет на продажу водки. Круглосуточных супермаркетов стало значительно меньше. И нам ни разу не удалось увидеть горожан, которые бы ломились в закрытый магазин ночью, желая купить спиртное.




Партнеры