Венеция в бывшей промзоне

Архитекторы нарисовали будущее ЗИЛа

4 марта 2012 в 18:28, просмотров: 2756

Столичные власти пригласили 4 проектных бюро подумать над перспективой развития самой крупной московской промзоны — ЗИЛа. Все участники творческого конкурса, проводившегося по инициативе вице-мэра Андрея Шаронова, пришли к выводу, что 280 га земли в 6 км от Кремля должны использоваться с большей пользой для города. В числе самых оригинальных идей — строительство еще одного делового центра, аналогичного «Москва-Сити», трансформация штамповочного цеха ЗИЛа в театр и конгресс-холл, а также создание на части территории системы венецианских каналов.

Венеция в бывшей промзоне
Такой видят бывшую промзону голландские архитекторы.

Судьбой ЗИЛа столичные власти озаботились после того, как весной прошлого года завод чуть было не стал банкротом. Городу пришлось погасить часть долгов предприятия, а также пообещать рабочим найти крупного инвестора, который наладит выпуск инновационной продукции. К настоящему времени уже достигнута договоренность с итальянским «Фиатом» и корейской «Киа» об организации в цехах завода сборочного производства. «Наиболее перспективным направлением является выпуск малотоннажных грузовичков глобальных марок», — говорит Андрей Шаронов.

Однако автомобильному производству понадобятся в лучшем случае 50 га из 280 га земель, принадлежащих ЗИЛу. Что делать с остальной территорией, город решил узнать у архитекторов, имеющих опыт реновации промзон в крупных мегаполисах. К участию в закрытом творческом конкурсе были приглашены 25 проектных бюро, откликнулись 17, из них отобрали четыре: немецкое Uberbau GBR, голландское Mecanoo Architecten, французское Valode&Pistre и российское «Проект Меганом». Команды приступили к работе в конце 2011 года, а на днях презентовали свои предложения московским чиновникам и экспертам.

Все участники конкурса сошлись во мнении, что площадка ЗИЛа уникальна и должна быть застроена более нужными для Москвы объектами, нежели заводские корпуса. «ЗИЛ — это спящая красавица, которую необходимо разбудить», — заявила на презентации голландский архитектор Инга Хильбург. В роли сказочного принца, по мнению архитекторов, должны выступить объекты культуры, спорта, образовательные кластеры и жилье, которые сделают бывшую промзону доступной для горожан и гостей города. Все 4 концепции предусматривают создание на ЗИЛе больших парков и прогулочных зон вдоль набережных Москвы-реки, а также развитие общественного транспорта. В частности, Valode&Pistre предлагает построить две пассажирские станции на МКЖД и новый автомобильный радиус вдоль железнодорожных путей. Uberbau GBR делает ставку на организацию разветвленной системы местных дорог, по которым будут курсировать автобусы. А Mecanoo Architecten призывает столичные власти подумать над созданием новой ветки метро со станцией «ЗИЛ» в центре бывшей промзоны.

Автомобильное производство, по мнению проектировщиков, должно сохраниться на ЗИЛе лишь в среднесрочной перспективе. «Со временем промышленность покинет территорию, как это в свое время произошло в Париже с „Пежо“. Автомобилестроение не вписывается в идеологию развития мировых городов», — уверен партнер-учредитель Valode&Pistre Жан Пистр. Когда ЗИЛ перестанет делать автомобили, штамповочный цех, по его мнению, можно будет трансформировать в зал для перформансов и конгресс-центр. В целом французское бюро предлагает превратить территорию ЗИЛа в новый центр деловой активности, поскольку одного «Москва-Сити» российской столице явно недостаточно.

В концепции другого участника конкурса — российского «Проект Меганом» — акцент сделан на жилищное строительство (900 тыс. кв. м) и создание образовательного кластера (600 тыс. кв. м). «Офисы строить категорически не рекомендуется, поскольку они будут притягивать к себе дополнительные транспортные потоки», — считает глава бюро Юрий Григорян. Также на территории промзоны предусматривается строительство крупного госпиталя, поскольку в районе не хватает многопрофильных медицинских учреждений, и... мусоросжигательного завода вместо действующей ТЭЦ. В северной части площадки Григорян предлагает организовать систему каналов по примеру Венеции для «проветривания реки».

Наконец, голландские участники конкурса хотят видеть ЗИЛ в первую очередь новой культурной площадкой Москвы. Концепция Mecanoo Architecten включает в себя создание музея науки и технологий, музея автомобилей, творческих мастерских, театрального центра, кинотеатра и т.д. Жилье в проекте занимает всего 38 тыс. кв. м, тогда как культурные и развлекательные объекты — более 300 тыс. кв. м. «У нас нет цели выбрать какую-то одну концепцию и реализовать именно ее, — подчеркивает Андрей Шаронов. — От творческого конкурса мы хотим получить реальные предложения по преобразованию территории ЗИЛа, которые можно трансформировать в конкретные проекты, а также использовать для работы с другими промзонами, которых у нас 7,7 тыс. га». По его словам, наиболее интересные предложения проектировщиков будут представлены мэру Москвы Сергею Собянину.



Партнеры