Вообще-то Сахалинский тоннель — «побочный эффект» победы СССР над Японией, в результате которой наша страна вернула себе всю территорию огромного острова. Возник вопрос, как понадежнее привязать его к «большой земле»? Из двух возможных вариантов постоянно действующей, всепогодной переправы — мост через Татарский пролив или тоннель под ним, — Иосиф Виссарионович предпочел подземный вариант (вероятно, по причине незаметности для потенциальных врагов). Технические проблемы, реальность воплощения подобного замысла вождя традиционно не волновали: сказано сделать — сделают!
— Многие материалы, относящиеся к этой эпопее, до сих пор остаются в спецхранах, кое-что из документов, видимо, попросту уничтожено... Но нам все-таки удалось познакомиться с некоторыми свидетельствами. 5 мая 1950 г. Совмин принял секретное постановление № 1795-702 о строительстве тоннеля под Татарским проливом, — рассказывает Юдин. — Для прокладки этого подземного хода выбрали самое узкое место — между мысом Лазарева на материке и мысом Погиби на острове. Как удалось выяснить, подготовкой необходимой технической документации занимались специалисты Метрогипротранса. В предварительном проекте было намечено отсыпать с обоих берегов протяженные подъездные дамбы, а сам тоннель прокопать, углубившись на
— А что же сам тоннель?
— Прокладку подземной магистрали из-за технической сложности подобных работ поначалу даже не стали отдавать в ведение пресловутому ГУЛАГу и поручили это Министерству путей сообщения, в составе которого было образовано специальное Строительное управление № 6. Лишь в ноябре 1952 г. секретный объект все-таки перекочевал к МВД. Тоннель прокладывали подразделения железнодорожных войск — 2 путевых батальона и мостовой полк. Хотя, судя по всему, посчитали, что этих сил недостаточно для поддержания ударных темпов: вышло особое постановление Совмина СССР разрешил условно-досрочно освободить около 8000 заключенных — бывших до своей «посадки» квалифицированными строителями, и отправить их «на тоннель» (в «досрочниках» было много «политических», а вот матерых уголовников к столь серьезной работе не подпустили).
Работы развернулись на объекте летом 1951 г. В основном подземные горизонты штурмовали дедовскими методами: лопата, носилки, тачка. Впрочем, в одном из московских НИИ одновременно с этим спешно разрабатывали конструкцию специального проходческого щита для пробивки тоннеля под морским дном. С его помощью скорость проходки должна была значительно возрасти, хотя впрочем специалисты-тоннельщики в «кулуарных» разговорах утверждали, что даже при наличии такой техники тоннель будет готов к открытию сквозного движения не ранее 1957 года. Однако до этого просто не дошло. После смерти Сталина его «сахалинское детище» оказалось не нужным: уже в конце марта
— На протяжении уже долгого времени среди «посвященных» шли споры — что же успели сделать на «шестерке»?
— Довелось познакомиться с рассказами «очевидцев», которые утверждали, что к весне
— Удалось ли найти какие-то «реликвии», сохранившиеся от строителей сталинских времен?
— Существует легенда, что при отъезде с «шестерки», один из этих людей написал письмо-обращение к потомкам, запечатал в пустую бутылку и замуровал в стене шахты. Но это послание пока никто не нашел. Нам тоже не удалось. А вот другое «письмишко» мы отыскали среди руин «великой стройки». И очень специфическое. Можно назвать это автографом: неведомый «ударник» с помощью сварочного аппарата вывел на металлической плите свою «подпись». Сейчас эта железяка оказалась под водой, поэтому прочитать трудно. Похоже, рельефные буквы образуют фамилию «Самсонов».
— В новом сезон вы продолжите поиски на «шестерке»?
— Пока лишь пытаемся начать подготовку к новой экспедиции.