Сахалинский «сабвэй»

Железнодорожный тоннель на остров Сахалин проложили еще при Сталине

3 апреля 2012 в 21:38, просмотров: 2777

 

Одна из «транспортных» суперстроек, затеянных в современной России, — сооружение грандиозного моста через залив во Владивостоке. О нем пишут, говорят, президенту и премьеру показывают. А ведь не так далеко оттуда (по восточно-сибирским меркам) скрыт еще более грандиозный по замыслам проект — железнодорожный тоннель с материка на остров Сахалин, который начали прокладывать еще в начале 1950-х. О нем мало кому известно: в сталинские времена это была едва ли не самая засекреченная из всех «великих строек». Не так давно группа энтузиастов во главе Алексеем Юдиным попыталась обследовать сохранившиеся следы незавершенного монстра. Поисковики рассказали о некоторых результатах своей экспедиции.

Сахалинский «сабвэй»
фото:

Вообще-то Сахалинский тоннель — «побочный эффект» победы СССР над Японией, в результате которой наша страна вернула себе всю территорию огромного острова. Возник вопрос, как понадежнее привязать его к «большой земле»? Из двух возможных вариантов постоянно действующей, всепогодной переправы — мост через Татарский пролив или тоннель под ним, — Иосиф Виссарионович предпочел подземный вариант (вероятно, по причине незаметности для потенциальных врагов). Технические проблемы, реальность воплощения подобного замысла вождя традиционно не волновали: сказано сделать — сделают!

— Многие материалы, относящиеся к этой эпопее, до сих пор остаются в спецхранах, кое-что из документов, видимо, попросту уничтожено... Но нам все-таки удалось познакомиться с некоторыми свидетельствами. 5 мая 1950 г. Совмин принял секретное постановление № 1795-702 о строительстве тоннеля под Татарским проливом, — рассказывает Юдин. — Для прокладки этого подземного хода выбрали самое узкое место — между мысом Лазарева на материке и мысом Погиби на острове. Как удалось выяснить, подготовкой необходимой технической документации занимались специалисты Метрогипротранса. В предварительном проекте было намечено отсыпать с обоих берегов протяженные подъездные дамбы, а сам тоннель прокопать, углубившись на 35-40 метров под дном пролива. Общая протяженность этого подземного хода, по расчетам проектировщиков, превышала 12 километров. Объем работ просто гигантский, учитывая, что со строительной техникой в то время в стране было очень туго. А сроки «наверху» назначили жесткие: открытие движения по тоннелю было намечено на 1955-й год. Ради ускорения темпов прокладки подземной магистрали инженеры придумали копать тоннель сразу из четырех рабочих шахт. Две — на мысах Погиби и Лазарева, а еще две — на искусственных островках, которые предстояло насыпать прямо посреди пролива. Добравшись до «места Х» мы обнаружили явные следы одного из них — «пятачок» суши метров 70 в диаметре виднеется посреди пролива в полутора километрах от материкового берега.

— А что же сам тоннель?

— Прокладку подземной магистрали из-за технической сложности подобных работ поначалу даже не стали отдавать в ведение пресловутому ГУЛАГу и поручили это Министерству путей сообщения, в составе которого было образовано специальное Строительное управление № 6. Лишь в ноябре 1952 г. секретный объект все-таки перекочевал к МВД. Тоннель прокладывали подразделения железнодорожных войск — 2 путевых батальона и мостовой полк. Хотя, судя по всему, посчитали, что этих сил недостаточно для поддержания ударных темпов: вышло особое постановление Совмина СССР разрешил условно-досрочно освободить около 8000 заключенных — бывших до своей «посадки» квалифицированными строителями, и отправить их «на тоннель» (в «досрочниках» было много «политических», а вот матерых уголовников к столь серьезной работе не подпустили).

Работы развернулись на объекте летом 1951 г. В основном подземные горизонты штурмовали дедовскими методами: лопата, носилки, тачка. Впрочем, в одном из московских НИИ одновременно с этим спешно разрабатывали конструкцию специального проходческого щита для пробивки тоннеля под морским дном. С его помощью скорость проходки должна была значительно возрасти, хотя впрочем специалисты-тоннельщики в «кулуарных» разговорах утверждали, что даже при наличии такой техники тоннель будет готов к открытию сквозного движения не ранее 1957 года. Однако до этого просто не дошло. После смерти Сталина его «сахалинское детище» оказалось не нужным: уже в конце марта 1953-го Правительство СССР издало распоряжение о прекращении работы на нескольких крупных строительных объектах, которые «не соответствуют неотложным нуждам народного хозяйства». В списке значилось и Строительство № 6. Очень быстро, за несколько недель, строительные городки на мысе Лазарева и мысе Погиби были ликвидированы, их «контингент» (есть сведения, что непосредственно в прокладывании подземной трассы участвовало более 3500 человек) вывезли прочь.

— На протяжении уже долгого времени среди «посвященных» шли споры — что же успели сделать на «шестерке»?

— Довелось познакомиться с рассказами «очевидцев», которые утверждали, что к весне 53-го ствол тоннеля был уже почти готов, оставалось пробить еще буквально несколько сот метров, (другой «оптимистический» вариант: тоннель успели построить, но практически сразу в него стала просачиваться вода, остановить доступ которой так и не смогли, не успели). «Пессимисты», наоборот, говорили, что на «великой стройке» была осуществлена лишь малая часть подготовительных работ... Судя по тому, что мы смогли увидеть ныне, почти 60 лет спустя, ближе к правде некий усредненный итог. — Могу утверждать, что была готова въездная часть тоннеля со стороны материка, которую строили открытым способом, готов искусственный островок для устройства на нем будущей проходческой шахты. На мысе Лазарева сделали вертикальную шахту диаметром 8,5 метра (ее стенки выложены чугунными тюбингами, как в московском метро). За долгие годы «беспризорности» шахту затянуло землей и песком, завалило упавшими деревьями. Так что сейчас это — лишь большая яма-воронка, а ведь первоначальная глубина шахты достигала почти 60 метров. Горизонтальной проходкой из этого «колодца» строители со своими лопатами-носилками успели преодолеть лишь несколько десятков метров... Побывав на мысе Погиби, мы увидели ложбину на месте выкопанного «зеками» котлована для «входной» части тоннеля, а также еще одну яму: здесь, рассказывают местные старожилы, была пробита вертикальная шахта метров на 30.

— Удалось ли найти какие-то «реликвии», сохранившиеся от строителей сталинских времен?

— Существует легенда, что при отъезде с «шестерки», один из этих людей написал письмо-обращение к потомкам, запечатал в пустую бутылку и замуровал в стене шахты. Но это послание пока никто не нашел. Нам тоже не удалось. А вот другое «письмишко» мы отыскали среди руин «великой стройки». И очень специфическое. Можно назвать это автографом: неведомый «ударник» с помощью сварочного аппарата вывел на металлической плите свою «подпись». Сейчас эта железяка оказалась под водой, поэтому прочитать трудно. Похоже, рельефные буквы образуют фамилию «Самсонов».

— В новом сезон вы продолжите поиски на «шестерке»?

— Пока лишь пытаемся начать подготовку к новой экспедиции.

 



Партнеры