Кровавые девочки в глазах

Требуете суда над детьми? Вы на себя посмотрите!

11 апреля 2012 в 15:56, просмотров: 13258

Вначале вопиющий случай в Калининграде, где школьницы избивают другую школьницу, причем инвалида, и выкладывают видео в Интернет.

Начинается скандал, полиция открывает дело, журналисты рвут на куски пострадавшую, чтобы приехала на ток-шоу и рассказала смачные подробности.

Тут же новый, свежий скандал — в городе Сельцо тоже бьют школьницу, также выкладывают видео в Интернет. И вот уже туда спешат «сотрудники управления уголовного розыска и подразделения по делам несовершеннолетних областного УМВД. Результаты проводимой полицией работы позволят дать правовую оценку действиям участниц конфликта и работников системы образования», отметили в МВД.

Кровавые девочки в глазах

Они все правильно делают, и скоро мы узнаем горячие подробности — кто, куда и чем бил. А герои в ток-шоу будут «радовать» нас взаимными обвинениями.

Я не хочу клеймить современные СМИ за поиск сенсаций — более того, считаю, что насилие детей друг над другом — тема, вполне достойная СМИ. А то, что они поднимают ее в таком жареном виде, ну, что поделать — другие ее вообще не поднимают.

Поэтому давайте поговорим именно об этом. И назовем истинных виновников подобного поведения — виновников, которые стоят в сторонке.

То, что насилие в школах существует, и всегда было — это непреложный факт. Более того, считаю, что оно всегда будет, ибо именно в школе, среди сверстников, как в стае, формируется характер ребенка. В школьных стычках проявляются основные черты характера, испытывается на крепость и здравый смысл, его манера поведения.

Ударил кого-то — получил сдачи! Теперь знаешь, к этому лезть нельзя. А вот к тому, тихоне, можно. Полез с дракой к тихоне, а он в ответ навесил крупных синяков — оказывается, он ходит в какую-то школу тэквондо.

Получаешь первый философский урок: внешнее не всегда соответствует внутреннему.

И эти уроки, эта притирка нового поколения друг к другу — видимо, важнейшая часть социального воспитания ребенка. Более того, она просто необходима, потому что ребенок обязан начать формироваться социально, но по реальным законам его поколения, а не выдуманным его родителями — типа «туда не ходи, с теми не дружи». Защищать ребенка от окружающей школьной среды, определять его в какие-то элитные школы, где на одного школьника десять охранников — это воспитать подростка, который не знает реальную, непростую жизнь, ее теневые стороны. И, самое главное, не имеет опыта поведения, а он, этот опыт, ему очень понадобится, чтобы выжить уже в жизни реальной, когда родители отойдут в сторонку.

Все вышесказанное, безусловно, не оправдывает школьное агрессивное поведение — просто важно понять, что от него нет спасения, его не избежать.

Однако поговорим не только о «жертвах», но и о самих «агрессорах» — это главная тема.

Детская агрессивность иррациональна, и пусть мне возражает кто угодно — всегда была и будет. И главная задача минимизировать ее не потом, когда необходимо вмешательство полиции, а задолго до этого.

И, конечно же, увольнение директора школы и классного руководителя как «недосмотревших» успокоит скандал, но не снимет главную проблему с главного виновного.

А его, этого виновного, давайте назовем прямо — это родители.

Мы на «Эхе Москвы» провели опрос: кто из родителей считает, что он полностью в курсе того, что делает и чем интересуется его ребенок? Результаты голосования не порадовали — только треть аудитории в курсе, остальные признались, что недостаточно знают, что делает и чем живет отпрыск.

Откровенность похвальная, говорят, с самосознания проблемы позитивное движение и начинается, но проблема есть. Казалось бы, родителей трудно осуждать: они ходят на работу, бьются за выживание семьи, стараются — очень стараются! — уделять ребенку максимум внимания, но... все же нужно и отдохнуть, и расслабиться немного. Более того, есть еще одна проблема, с которой не сладить, — Интернет. У ребенка там Фейсбук, Твиттер. Кроме того, у него там почта. И все это запаролено! И черт его знает, о чем они там говорят, какие сайты и картинки смотрят и о чем договариваются!

А может, они договариваются одноклассницу избить и видео выложить. И там, в этом Фейсбуке, сейчас вся эта толпа готовит это издевательство, а вы ничего об этом не знаете, потому что ваша милая дочка с милым взглядом сидит у экрана и чему-то хихикает. Знать бы, чему она хихикает, да не узнаешь — скажет, что это ее пустяковые дела.

А назавтра — вызов в прокуратуру!..

Так что делать?

Сразу скажу, что передо мной стоят те же проблемы. Сыну — 9 лет, дочери — 13. Дело усугубляется тем, что оба они идеально знают английский — мы жили за границей. Дочь общается со всем миром, ее английский — молодежный сленг, в котором я почти ничего не понимаю. Казалось бы — безвыходная ситуация, но...

Однажды я увидел в Москве потрясающую социальную рекламу, на ней был изображен маленький мальчик в круглых возрастных очках и спицами в руках, сосредоточенно вяжущий какой-то носок или шарф. Подпись была приблизительно такая: «Сын похож на бабушку? А сколько времени с ним проводишь ты?!»

Гениальная реклама!

И я подхожу к дочери и завожу с ней разговор, прошу объяснить, что обозначают все эти рисунки и слова на сайтах, куда она ходит. Она вначале говорит, что я не пойму, но потом начинает объяснять и делает это с охотой, потому что ей приятно, что она чему-то может меня научить. И хотя бы таким образом я приподнимаю завесу «тайны ее скрытой жизни». Чаще всего ее тайны оказываются копеечными, а интриги кукольными. Но мне важно не пропустить реальную интригу, и даже при всех моих стараниях я не уверен, что смогу ее разглядеть, если она захочет ее скрыть. Но делаю все, что могу. То есть, мне так кажется, что все делаю.

И другого нам не остается.

Однажды в одной из передач на подобную тему мы попытались сформулировать, как должен вести себя родитель со взрослеющим ребенком. Задача была трудная, ибо со взрослением у ребенка появляется личное пространство, в котором нотации и назидание — не лучший способ нормальной совместной жизни.

Получилась у нас такая фраза: «Держать ребенка возле себя столько, сколько это возможно».

Однако фраза эта не означает исключительно совместное проживание. Она означает, что ты возле себя держишь интересы ребенка, его конфликты и радости, его круг общения, планы и ежедневную жизнь. Не как высокомерный учитель все это держишь, а как друг и советчик.

Все эти добрые советы я даю не столько читателю, сколько самому себе, потому что теоретически я все это понимаю, но, понимаете, то у меня эфир какой-нибудь, то вот эту статью пишу — где на все время найти?

Но вся наша эта оправданная занятость, она не оправдывает главной нашей ошибки. Ибо тезис «хочешь, чтобы твой ребенок был похож на тебя, — будь рядом с ним» никто не отменял.

И никто нам в исполнении этого благого намерения помочь не сможет.

Никому неинтересно, где мы найдем на это время. Просто это надо делать — и все тут.

Потому что сидящая у компьютера с горящими глазами ваша дочь — это страшнейший нам всем приговор, потому что глаза ее горят не от нас с вами.

Не нами она восхищается, а кем-то другим.

Кто-то другой для нее сейчас идеал, а не вы! Может быть, именно тот, кто предложил ей безумную идею избить одноклассницу.

Поэтому пора признать истинного виновника в происшедшем именно в себе.

Поэтому давайте не спешить увольнять учителей.

Возможно, следует в первую очередь уволить себя из родителей.





Партнеры