Не верь, не бойся, не такси

Новые правила работы не прибавили легальным перевозчикам цивилизованности

13 апреля 2012 в 18:15, просмотров: 7955

Новые правила работы такси, вступившие в силу в пятницу, 13 апреля, по идее, должны оградить пассажиров от разного рода неожиданностей и превратить поездку в прекрасное путешествие. Отныне отличить легального перевозчика от «левого» можно по шашечкам и опознавательному фонарю; таксомоторам разрешено двигаться по выделенным полосам; водитель обязан выдать кассовый чек. Но практика, как это часто бывает, оказалась далека от теории.

Не верь, не бойся, не такси
фото: Михаил Ковалев

Знаменитая с советских времен история с благодарственным письмом в таксопарк за то, что водитель оперативно доставил приезжего с Ярославского вокзала на Казанский всего за 25 рублей, по нынешним временам кажется детским лепетом. Корреспонденты «МК», прокатившиеся на вроде бы легальном такси от «Пушкинской» до «Белорусской», заплатили по чеку 658 рублей.

...Подходим к скучающему у магазина «Армения» таксисту. Все как у Адама Козлевича — на боковом стекле плакат: «Такси свободно». Просим отвезти на Сокол. Приветливый водитель включает счетчик, и мы едем. Сначала разворачиваемся на Малой Дмитровке (такси стояло в сторону центра). Интересуемся, участились ли проверки и рейды-облавы в связи с новыми правилами. Водитель очень удивился. Он впервые услыхал, что с 13 апреля в Правила дорожного движения внесены поправки о такси. А о проверках рассказал: «На Воздвиженке меня на днях ГИБДД остановила. Инспектор спрашивает, есть ли документы. Ну, я полез на заднее сиденье за папкой. А он мне: „А! Не любишь отстегивать!“ И отпустил на все четыре стороны. Конечно, надо бомбил ловить. Не платят никому, бомбят себе в карман. А у меня все легально».

Выбираемся обратно на Тверскую. Смотрим на счетчик — а там уже 390 рублей. А ведь мы, образно говоря, можем еще видеть место, от которого стартовали. Доехав до Белорусского вокзала, решаем прекратить эксперимент. Просим выдать чек. Никаких проблем! За поездку от «Пушкинской» до «Белорусской» счетчик насчитал 658 рублей. Таксист уверяет, что счетчик работал и по километражу, и по времени. Правда, назвать конкретную таксу водитель не смог. Зато любезно поинтересовался, не хотим ли мы приписать некую сумму в чеке (см. фото). Мол, многие, особенно командированные, просят писать побольше — для отчета. Забавно, что еще пять минут назад таксист рассказывал, что показания счетчика считываются у него в налоговой. Откуда же такая вольность?

Любопытно, что за день до этого инспектора ГИБДД вместе с представителями столичного Департамента транспорта устроили глобальный рейд по ловле таксистов-нелегалов. Процесс стоит отдельного описания.

...Ждем начала операции возле здания УВД ЮЗАО. Ждем долго, оперативники все время что-то уточняют. Создается впечатление, что будут брать как минимум наркобарона. А пока суд да дело, присутствующий здесь же представитель транспортной фирмы Валерий Трофимов объясняет позицию легальных перевозчиков:

— Очень часто нелегалы используют свои личные автомобили для перевозки пассажиров на наших маршрутах (речь идет о территории, по которой ездят маршрутки). А все претензии пассажиров на плохое обслуживание потом приходят нам.

Опера тем временем просят нас подойти во двор дома, расположенного вдали от УВД. Тут же стоит эвакуатор. Полицейские поясняют, что после того как будет составлен протокол об административном правонарушении (а нелегальный извоз относится именно к этой категории), машину до решения суда отвезут на штрафстоянку. А уж суд определит величину штрафа. Как правило, это 5000 рублей.

Миновал еще один час. Тут опера оживились. Вроде бы их коллеги поймали «левака» у станции метро «Академическая». Едут к нам. А вот и наш герой. Из старенькой «семерки» (2003 года) выходит водитель-южанин. Дресс-код нелегала соблюден на 100%. Тренировочные брюки, туфли-лодочки. Водитель излагает свою версию событий. Он приехал из Узбекистана. Работает грузчиком. Лежал в больнице с болезнью почек. Выписался, взял у брата машину по доверенности и вот решил помочь людям — подвез за сто рублей от метро. Клянется, что больше не будет. Оперативные сотрудники внимательно слушают задержанного, но протокол составляют. Наконец нарушителю предлагают забрать личные вещи из салона, «семерку» грузят на эвакуатор.

Если учесть, что на поиск одного нарушителя потрачено больше трех часов, можно сделать логичный (хотя и неверный вывод): нелегалов в Москве единицы!

Однако, по официальным данным городской администрации, сейчас доля легального такси на московском рынке не превышает 25%, а нелегального частного извоза составляет до 75%. Обеспеченность услугой в городе составляет 1,2 таксомотора на 1 тысячу жителей. Такая тенденция, по словам специалистов, связана с неэффективностью мер административного воздействия на нелегальных перевозчиков.

 
 

  Как поправки в ПДД о работе такси повлияют на качество перевозок?

Как сообщили «МК» в Департаменте транспорта Москвы, таксомотор должен быть в собственности или в лизинге. Такси все-таки могут ездить по выделенным полосам. Правда, лишь на тех участках, где не висит «кирпич». (Не так давно, напомним, московские власти категорически отрицали саму возможность заезда таксомоторов на выделенку, мотивируя это тем, что любой бомбила может купить в магазине «оранжевый фонарь», а проконтролировать всех невозможно.)

С момента вступления в силу «Закона о такси» Департамент транспорта Москвы выдал 14 200 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, из них 7200 — юридическим лицам и 7000 — индивидуальным предпринимателям.

При выявлении фактов нелегального извоза законодательство РФ предусматривает фиксацию правонарушения, составление административного протокола, направление материалов в суд на рассмотрение и перемещение транспортного средства на специализированную стоянку до решения суда. Административный штраф составляет 2–2,5 тыс. руб. с возможной конфискацией транспортного средства. Для водителей, не имеющих официального разрешения на работу, предусмотрен штраф в 5 тыс. рублей.



Партнеры