Приключения электроники

Чиновники повторно запускают в школах давно работающие электронные системы

Дидро сравнивал фаворита Екатерины Григория Орлова с котлом, который вечно кипит, но ничего не варит. Так и с внедрением электроники в столичных школах. Вначале бешеная деятельность: выделение крупных бюджетных средств, разработки, пилотные проекты, распространение электронных карт школьников, дневников и журналов. Затем пауза. И новый виток с нуля: выделение крупных бюджетных средств, разработки, пилотные проекты и распространение все тех же предметов... А выход — ноль.

Чиновники повторно запускают в школах давно работающие электронные системы
Рисунок Алексея Меринова

К концу 2011/2012 учебного года Департамент информационных технологий Москвы порадовал директоров школ началом внедрения информтехнологий в образование. Ученикам посулили электронные карты учащихся. Школам — электронные журналы и дневники. Правда, пока не всем, а лишь участникам пилотного проекта. Но и то, по словам чиновников, хлеб.

В пилот по введению электронных карт входит 200 школ. Это здорово: приложит ученик такую карточку к специальному валидатору на входе-выходе из альма-матер — и информация о его перемещениях по желанию семьи будет выслана на мобильники родителей. Пригоден гаджет и для безналоплаты блюд в школьной столовке. И для учета питания льготников. Причем мамы и папы с его помощью смогут контролировать время приема пищи и видеть школьное меню. И это только начало. В дальнейшем чиновники обещают заменить временные карты школьника универсальной электронной картой, запуск которой на федеральном уровне запланирован на 1 января 2013 года. Администрации школы останется лишь подать заявку в окружное управление образования, и дело в шляпе.

Хорош и переход школы с бумажных дневников и журналов на электронные. Активное развитие, подчеркнул глава ведомства Артем Ермолаев, получит общегородская система dnevnik.mos.ru, которая позволит не только комфортно начать работу с электронными дневниками с нуля, но и поможет безболезненно интегрировать те разрозненные решения, которые уже есть в учебных заведениях. И, что особенно приятно, внедрение новых электронных сервисов в образование финансируется из городского бюджета и бесплатно как для школ, так и для родителей. Короче, жить бы да радоваться. Но, увы, не получается.

«И мы на перья разодрали крылья»

Дотошные блогеры раскопали, что в сентябре 2011 года прошли сразу два конкурса по обеспечению перевода государственных услуг в сфере образования в электронный вид на общую сумму без малого 125 млн. рублей, или $4 млн. Условием одного из них была реализация не позднее 31 марта 2012 г. пяти государственных услуг в сфере образования в электронном виде, включая электронный журнал/дневник. Но вот засада: хотя по счастливой случайности конкурс выиграла компания, председателем совета директоров которой является глава Департамента информтехнологий Ермолаев, ни электронные журналы, ни дневники к указанной дате в масштабах города введены не были.

Дальше — больше. Вскоре выяснилось, что годом раньше вторая компания-победитель уже выиграла аналогичный конкурс «ценой» более 90 млн. рублей. И с тем же результатом в деле обеспечения «электронного журнала/дневника». Все это сделало выполнение обещания властей перевести московские школы с 2012 года в новое информационное пространство — на электронные дневники, электронные портфолио, а также ведение дистанционных уроков — маловероятным. Во всяком случае, подтвердить, что полный переход школы на электронную систему свершится хотя бы к 2013 году, в Департаменте информтехнологий «МК» не смогли. Там лишь дают понять, что само-то ведомство давно готово. Однако слишком многое зависит от образованцев, а те, дескать, не догоняют.

В пресс-службе Департамента информтехнологий «МК» также уточнили, что первоначально планировалось полностью перевести школу на систему электронных журналов и дневников с 1 сентября 2012 года. Но жизнь внесла свои коррективы. И теперь скорее всего переход будет поэтапным, и к 1 сентября на электронную систему учета успеваемости школьников перейдут около трети школ. То же касается электронных карт школьников: «Сейчас идет пилотный проект. На сегодняшний день он охватил порядка 200 школ». Да и то, как оказалось, речь идет не о внедрении системы, а лишь о ее подготовке, тестировании. В полном же масштабе она пока введена только в двух школах. А во всех двухстах школах она будет запущена к 1 сентября.

200 школ — это менее одной пятой столичного хозяйства. Таким образом, полная электронизация школы откладывается на неопределенное время. И, что самое печальное, это вполне закономерно.

Свадебное платье Пенелопы

Как известно из древнегреческой мифологии, хитроумная Пенелопа отвадила женихов, нагрянувших в отсутствие ее вечно странствующего мужа Одиссея, с помощью несложного трюка. Днем она усердно ткала себе ткань для свадебных туалетов. А за ночь распускала натканное. И, естественно, ничего не выткала, отбившись таким образом от нежеланной свадьбы. Увы! Нечто похожее происходит и в нашей школе.

Любой серьезный эксперт по столичному образованию подтвердит: задолго до нынешних электронных потуг в Москве работала городская школьная информационная система, запущенная информационно-аналитическим центром столичного Департамента образования. Она объединяла 1208 школ и более 640 тыс. человек. И в том числе опробовала электронные карты школьников в 350 средних учебных заведениях — в масштабах, чуть ли не вдвое превосходящих нынешние. И все, как оказалось, псу под хвост.

— Удивительное дело, — прокомментировал «МК» ситуацию прежний глава информационно-аналитического центра, а ныне директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский. — Ряд социальных проектов перезапускается с нуля. В свое время система электронных журналов и дневников была оплачена бюджетом и внедрена в половине московских школ, где в нее завели массу данных. То же и с электронными картами учащихся, введенными в 350 школах. Сегодня же витает идея переписать их по новой, тратя новые средства и время.

Правда, в Департаменте информтехнологий повторные затраты считают оправданными: «Предпринятые ранее проекты были не совсем удачными. Частично — поскольку прежняя система не была централизованной, и школы внедряли свои, в том числе неудачные, решения. Кроме того, изначально речь шла о создании системы, удобной для родителей и учителей. И притом бесплатной. На деле же некоторые услуги оказались платными — родителям, например, приходилось платить за SMS об оценках детей. Новая же система планируется как бесплатная», — заверили «МК» в пресс-службе ведомства.

Однако независимые эксперты думают по-другому: «Система была разработана пять лет назад, модернизировалась. Ну модернизируйте еще раз! Ан нет! Создать все новое гораздо выгоднее. И некоторые чиновники, вместо того чтобы дальше спокойно подключать школы по разработанной на бюджетные деньги и вполне рабочей схеме, заново разрабатывают систему, заново запускают эксперимент, заново все финансируют из бюджета». Да еще говорят, что на этом не остановятся: собираются заменить временные карты школьника новыми, универсальными. Что же касается платных SMS, то кто мешает оплачивать их из городского бюджета при старой системе? Кому нужны дополнительные, несопоставимо большие расходы на замену всей системы? — вопрошают эксперты. Ей-богу, хороший вопрос!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру