Парта раздора

Причина этнических конфликтов в школах — плохая адаптация детей мигрантов

20 мая 2012 в 17:11, просмотров: 5083

На переменке столкнулись два мальчика разных национальностей. Один обматерил другого, завязалась драка, каждого поддержали «свои», у одного оказался нож... Такое, увы, в московских школах случается все чаще. В чем главная причина этнических конфликтов среди подрастающего поколения и как их избежать?

Парта раздора
фото: fotodom.ru

Достоверной статистики конфликтов на межнациональной почве в московских школах нет. Оно и понятно: такой конфликт не всегда отличишь от бытового, да и начинается он обычно не на этнической почве. Национальным его делает позже вмешательство окружающих (к примеру, в школе эту роль охотно играют «шакалы» — подростки, специально подстрекающие конфликтующие стороны к драке, чтобы потом заснять ее на мобилы). Однако в целом тенденции нехорошие.

Как рассказал завкафедрой этнопсихологии Московского психолого-педагогического университета Олег Хухлаев, по данным исследований 2011 года, отношение старшеклассников Москвы к мигрантам остается угрожающе негативным. А наша система образования к такому повороту событий не готова: «Ксенофобия и экстремизм в подростковой среде напрямую связаны с недостаточной интегрированностью в московский мегаполис как родителей, так и детей-мигрантов. Между тем 49% российских школьных психологов ни разу не занимались адаптацией детей-мигрантов; делают это более-менее регулярно лишь 7%, а остальные — от случая к случаю».

— Негативную роль, — сказал Хухлаев «МК», — может сыграть и разделение детей по «конфессиям» при изучении истории религии. Тут многое зависит от каждой конкретной школы, от учителей, которые будут вести данный предмет.

Что делать с этническими конфликтами в школе, специалистам более-менее понятно. Уже возникшие — гасить переговорами и примирением. «Сузить до решения конкретной ситуации и локализовать, убрав этническую составляющую. При этом опираться на традиции примирения всех участников конфликта», — считает председатель Московской ассоциации школьных медиаторов Антон Коновалов.

Но конфликт легче предотвратить, чем затушить. Поэтому МГППУ разрабатывает модель адаптации детей-мигрантов в школе. Она должна быть достоверной и инклюзивной для детей с особыми — культурными и языковыми — потребностями. Главное же — мотивировать педагога на ее внедрение. Но без того, чтобы отойти от оценки школы по результатам экзаменов и начать ее оценивать по динамике этих результатов, ничего не сделать, уверены разработчики.



Партнеры