Первым делом — из бумаги самолеты

Зальцбург стал мировым центром игрушечной авиации

25 мая 2012 в 17:13, просмотров: 6612

Зрители, затаив дыхание, задрали головы кверху. Белоснежный самолет взмыл под голубой купол неба, качнул крылами, сделал вираж и вдруг, не удержавшись на потоке воздуха, спикировал вниз и ударился о землю. Разочарование, отчаяние, траур. Обмотавшись национальными флагами, кучка людей понуро отступает назад... Но на них уже никто не обращает внимания, ведь к старту готовится новый пилот! А за ним еще шестьдесят. Самые необычные соревнования прошли на днях в Зальцбурге. Здесь состоялся мировой финал чемпионата по запуску бумажных самолетиков Red Bull Paper Wings. Российские чемпионы боролись за право называться асами бумажной авиации наравне с победителями из 82 других стран.

Первым делом — из бумаги самолеты

Каждому свой самолет

Справка МК Справка "МК"

КАК СДЕЛАТЬ САМЫЙ ЛУЧШИЙ БУМАЖНЫЙ САМОЛЕТ

1) Центр тяжести самолета диктует направление, в котором он полетит. Следовательно, подгибая бумагу в носовой части самолета, следите за тем, чтобы центр тяжести был как можно ближе к ней.

2) Крылья должны быть тонкими и плоскими. Нужен ли на крыльях аэродинамический профиль? Этот вопрос до сих пор активно обсуждается экспертами, но многие из них склоняются к тому, что это излишне. Следует избегать любых выпуклостей и разрывов на крыльях.

3) Подворачивая концы крыльев, вы можете воздействовать на направление, в котором полетит самолет; для усиления эффекта добавьте элероны, но для этого вам понадобятся ножницы.

4) Y-образная форма значительно влияет на устойчивость самолета. Этот термин описывает форму крыльев самолета, которая выглядит как Y или V, если смотреть спереди. Самолеты, не имеющие этой формы, обычно вращаются вокруг своей продольной оси и падают.

5) На многих соревнованиях используется стандартная бумага формата А4 плотностью 80 г/м2. И неспроста считается, что это идеальные характеристики для длительного нахождения самолетика в воздухе. Однако некоторые эксперты предпочитают более тяжелую бумагу: так, например, обладатель мирового рекорда, Кен Блэкберн, считает, что для запуска самолетиков на большие расстояния идеально подходит бумага плотностью 96 г/м2.

Согласитесь, на первый взгляд кажется, что запустить самолетик в небо не труднее, чем кинуть мяч собаке. Я тоже так думала, пока парень из какой-то европейской команды не пожаловался на то, что ...сорвал спину, пытаясь заставить летучую машину парить в воздухе хотя бы 7 секунд (мировой рекорд — 27,6 секунды). Неудачно присел, выгнулся, выбросил резко руку вверх — и на тебе, травма. Хорошо еще, быстро пришел в себя и смог показать класс на взлетной полосе.

На протяжении двух дней в «Ангаре-7», куда свезли всех победителей состязаний в разных уголках земли, царило какое-то бумажное сумасшествие. Не было свободного квадратного метра, где бы пилоты не тренировались в запуске своих лайнеров. Тут собрались лучшие из лучших, те, кто не только победил в отборочном туре в своем городе, но и обошел всех конкурентов в финальных соревнованиях по своей стране.

Этот ангар, расположенный в аэропорту Зальцбурга, давно носит статус уникального хранилища, где собрана самая большая и полная коллекция самолетов на территории не только Австрии, но и всей Европы. Здесь можно встретить раритетные самолеты, которые были построены еще в сороковые года прошлого века, и современные аппараты. Стены и крыша здания полностью прозрачные. Так что пилоты бумажных самолетов чувствуют себя тут как рыба в воде. Или как птица в небе.

Все пространство ангара пересекает взлетная полоса, размеченная, как положено, пунктирными и сплошными линиями. Именно по ней капитаны должны направлять свои бумажные лайнеры. И именно она является строжайшим судьей.

— Бросить самолет как можно дальше недостаточно, — объясняет чемпион России в номинации «дальность полета» Александр Чербаев. — Есть и другие критерии оценки. Вот вылетит самолет за боковые пределы полосы — и результаты не зачтут. Это самая распространенная ошибка, и, если честно, избежать ее очень трудно.

Не верить его словам повода нет: весной этого года Саша показал лучший результат в России — запустил свой самолет на 43,5 метра в длину. Конечно, с мировым рекордом в 69 метров, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса, не сравнится. Однако для того, чтобы представлять Родину на финале в Зальцбурге, оказалось достаточно.

Каким бы странным это ни показалось, но все три российских финалиста не только приехали покорять Австрию из одного города Новосибирска, но они еще и учатся в одном вузе — Новосибирском государственном техническом университете. Никакого блата! Только желание победить и регулярные занятия спортом. Причем Саша Чербаев уже становился чемпионом по запуску самолетиков в Новосибирске на прошлом чемпионате и должен был лететь в Москву на федеральный финал. Но — не успел на самолет. Вот они, превратности судьбы. В 2012-м сибирский пилот вновь обошел всех и долетел до Зальцбурга. Второй победитель, Женя Переведенцев, и вовсе попал на отборочные соревнования случайно: он просто пришел на тренировку и увидел толпу людей. Подошел, сложил самолет, запустил его в воздух — и неожиданно победил.

Что же нужно сделать, чтобы стать главным повелителем бумажных самолетов?

— Обойти соперников в одной из трех дисциплин, — поясняет один из организаторов соревнований и куратор российской команды Катя Касаткина. — Это дальность полета, длительность полета и так называемая аэробатика, где оценивается креативность выступления и харизма пилота.

Вообще-то в этом виде спорта нет разделений по половому признаку. Но так уж сложилось, что за лидерство в категории на дальность борются только мужчины. Уж слишком большая сила нужна, чтобы метнуть самолет как можно дальше. А для того чтобы заставить лайнер как можно дольше парить в воздухе, нужно не только задействовать силу, но и рассчитать траекторию полета. В финале в Москве Женя Переведенцев запустил свой самолет так, что он планировал чуть больше чем 10 секунд, и этот результат оказался лучшим на федеральных соревнованиях.

Самая же интересная категория бумажного вида спорта — так называемая аэробатика, демонстрация высшего пилотажа. Здесь нужно не просто запустить самолет красиво, например, так, чтобы он сделал два сальто подряд или бумерангом вернулся в руку. Но и оформить само выступление креативно, ярко и необычно. Ограничений в фантазии нет — и это и есть самое трудное, придумать номер «из ничего», да так, чтобы он всех поразил. Российский чемпион Женя Бобер помимо бумажных чудес на виражах показал микс танца и артистизма и заодно сам описал в воздухе «мертвую петлю» не хуже своего самолета.

Слепила из того, что было

Человек, впервые переступивший порог ангара во время чемпионата, застывает от неожиданности: ведь не проходит и минуты, чтобы ты не попал под самолет. Дабы скрыться от бумажного урагана, я прячусь за диваном и пытаюсь разобраться, в чем секрет построения самолетиков. И тут понимаю главное: все, абсолютно все лайнеры сделаны из одинаковых листов бумаги.

— Да, это неоспоримое правило соревнований, — поясняют организаторы. — Чтобы избежать нечестной игры, мы придумали, что все участники должны складывать самолеты из белой бумаги одинакового размера и одинаковой плотности.

Такой расклад не помешал каждому (!) участнику сложить свой самолет собственным, отличающимся от других способом.

Большинство пилотов к своим миниатюрным моделям относятся с неизъяснимой нежностью и заботой. Мало того что они разделяют их по полу (в разговоре обходятся не безличным it, а употребляют she или he), так еще и придумывают им имена! Кто-то зовет в честь дамы сердца Матильдой, кто-то дает название колледжа или любимой футбольной команды.

Самолетики, которым предстоит участвовать в разных категориях, отличаются друг от друга как небо и земля. Модели на дальность — компактные, длинные и узкие, похожи на палки.

— Это логично, ведь они должны лететь быстро и далеко, — объясняет Саша, — вот те, которые на длительность, совсем другие.

Действительно, иные самолеты похожи на больших белых чаек, которые парят над океаном. У них широкие белые крылья с загнутыми краями, такая конфигурация позволяет им как можно дольше держаться в воздухе. Значение имеет каждый миллиметр бумаги, поэтому потенциальные чемпионы выверяют ширину крыльев с такой тщательностью, что им впору конструировать настоящие самолеты.

Фиаско под чужую музыку

Сначала прошли испытания на дальность. У каждого по две попытки. Все как в большом спорте: ребята разминаются, крестятся, вбирают побольше воздуха в легкие, заводят руку с самолетиком за спину и — резко выбрасывают вперед. Судья фиксирует отметку и заносит результат в таблицу. Когда чьи-то самолеты пересекают черту в 40 метров, в воздухе раздается всеобщее «вау!». Все-таки подобный результат — это очень хороший показатель. При всем при этом очень многие пилоты совершают роковые ошибки — заступают за линию старта или не укладываются в пределы ширины взлетной полосы. Лучшим пилотом в итоге становится чех Томас Бек, запустивший самолет на 50 метров и сместивший с пьедестала хорвата, трехкратного чемпиона в этой категории.

Финал на длительность пребывания самолета в воздухе — зрелище поистине завораживающее. Казалось бы, вот-вот бумажный лайнер коснется земли, но он делает еще один вираж и парит на широких крыльях лишние пять секунд. Вообще-то даже в этой, казалось бы, безобидной категории есть ограничения. Во-первых, состязаться в мастерстве можно только в помещении, ведь на улице ветер будет серьезной помехой для беспристрастной оценки.

— Опытные пилоты знают, как поймать поток воздуха, который понесет их самолет в своем потоке так долго, как это нужно, — рассказывают организаторы соревнований.

А в каждом помещении есть крыша, которая и является камнем преткновения. Согласно правилам, если самолет коснулся крыши — секундомер останавливается. Скольким участникам препятствие сорвало победу! Также при запуске самолета нельзя отрывать ноги от земли. Считается, что малейший прыжок помогает бумажной птице лететь подольше. И если бы высокий техасец смог удержать подошвы замшевых ботинок на земле, то стал бы новым победителем. А так первое место взял Эли Чемали из Ливана, чей самолет с момента запуска парил в воздухе 10,5 секунды. Результат не слишком поразил — мировой рекорд в 27 с лишним секунд, установленный в 1998 году в США Кеном Блэкберном, остался непревзойденным.

Самое зрелищное шоу — аэробатика — оценивается компетентным жюри, в котором заседали действующий рекордсмен по запуску самолетиков на дальность, а также спортсмены и акробаты. Тут участники расстарались на славу. Студент из Австралии вышел в костюме снежного человека, зажавшего лайнер в мохнатых лапах. Выступление японского чемпиона произвело настоящий фурор. В его руках было несколько конструкций из двух пластиковых контейнеров из-под лапши, склеенных друг с другом. Виртуоз по очереди подбрасывал тарелки вверх, они в воздухе расклеивались — и оттуда разлетались сотни разноцветных маленьких самолетиков. Кстати, в этой номинации участники приносили заранее заготовленные самолетики и демонстрировали их судьям, ведь техническая конструкция здесь играла не последнюю роль. Наш Женя Бобер скрывал задумку своего номера от всех. Должно было выйти очень зрелищно: вначале по взлетной полосе пронеслось перекати-поле, затем вышел студент, наряженный ковбоем, установил мишень для дартса, а вместо дротиков метал в цель бумажные самолеты. И все бы хорошо, только местный диджей умудрился поставить не ту музыку, причем дважды! После этого судьи махнули рукой: мол, выступай как получится. Из-за заминки Женя не смог обыграть задуманные акробатические номера. Больше всего эмоций вызывали выступления, где пилоты не просто пускали самолет в воздух, а вели их по продуманной территории, создавая воздушный поток руками или листом бумаги. Судьи так и не смогли выбрать одного победителя и присудили два первых места — пилотам из США и Польши.

Увы, мечтам о первом — или хотя бы призовом — месте для россиян не суждено было сбыться. На сей раз силы были не равны, и наши победители не вошли даже в десятку лучших. По крайней мере сдаваться ребята не намерены и планируют тренироваться на досуге, чтобы в следующий раз вновь попытать счастья. Ведь, судя по мировому ажиотажу, бумажную авиацию ждет большое будущее.




Партнеры