Спасти рядовую школу

Переход на новые принципы финансирования школы вызвал акции протеста

В конце мая родители московской школы № 118 собрались на «молчаливый митинг» у окружного управления образования, закрасили крест-накрест рты и молча подняли плакаты «Чиновники нас не слышат», «Год закончился — конфликт не решен», «Мы уже все сказали».

Переход на новые принципы финансирования школы вызвал акции протеста

История 118-й со всеми ее скандалами и страстями типична для сегодняшней Москвы, принявшей к исполнению директиву о переводе школы со сметы (гарантированных бюджетных выплат на каждое учебное заведение) на нормативно-подушевое финансирование по принципу «Деньги следуют за учеником».

Новый принцип предельно прост. Много в школе учеников — есть и бюджетные субсидии в объемах, достаточных для существования учебного заведения. Мало — и финансирование иссякает. А перед враз обедневшим учебным заведением остается единственный выход — влиться в другую, более успешную школу. Так сказать, объединить детей и капиталы и выживать вместе. В эту, уже ставшую наезженной колею, и угодила весной этого года школа № 118 Юго-Западного округа Москвы.

Конфигурация конфликта вокруг 118-й сложна. На одном пятачке в четырех разных зданиях оказались три учебных заведения, ранее уже подвергавшихся укрупнению-разукрупнению. На сегодняшний день это: прогимназия № 1514, гимназия № 1733 и центр образования № 118, расположившийся сразу в двух зданиях — собственно школа и бывший Дворец пионеров, где ныне сосредоточены всяческие кружки и секции. Директором этого двухзвенного конгломерата до недавнего времени был Сергей Михин, против увольнения которого и вышли сейчас протестовать родители.

К концу 2011–2012 учебного года оказалось, что вместо нужных для нормального финансирования в новых условиях 550 учащихся школа имеет лишь половину. А старшеклассников — самой «дорогой» по бюджетным расценкам категории детей — не имеет вовсе: самый старший класс здесь — 7-й, да в том 12 человек. Естественно, случилось неизбежное: школу стали готовить к слиянию и даже выпустили о том приказ. Но родители нажали на все возможные рычаги, подключили депутатов, а тут еще в роковом приказе обнаружилась ошибка... И власти дали задний ход. Приказ аннулировали, школу оставили жить, но директора уволили. А на его место назначили бывшую замдиректора той самой гимназии № 1733, что неподалеку. Причем выпускницу 118-й. Однако родители нового директора не приняли: сначала пытались оспорить решение о ее назначении, а затем взялись за протестные плакаты.

— Назначив этого директора, чиновники фактически забирают у нас школу, — разъяснила «МК» мама ученицы из 3-го класса Лилиан. — Только не в лоб, как поначалу, а в обход. Эта директор — из гимназии 1733. И наверняка захочет присоединить нас к ней. Она уже вводит свои традиции. До сих пор у нас в школе бесплатным было все. А когда мы спросили ее, не придется ли теперь за многое платить, она ответила, что постарается сохранить все бесплатным. То есть ничего нам не гарантирует.

— Мы протестуем против подрыва школы изнутри, чтобы отобрать наше здание, — поддержала зампред управляющего совета школы Вера Камынина. — А с гимназией мы сливаться не хотим! Она востребована родителями на городском уровне, а мы — в Ломоносовском районе. У нас разные цели, разные дети. И отношение к детям разное.

— Я мама двоих первоклассников, — развила тему Елена. — И целенаправленно привела своих детей сюда из-за того, что к детям здесь относятся как к детям: не ломают, не заставляют, а учат умению учиться. И с удовольствием работают с детьми сложными: хулиганистыми или, к примеру, гиперактивными. И добиваются отличных результатов. А дети обожают свою школу и не хотят уходить домой, даже пробыв в ней до вечера (118-я — школа полного дня). И всего этого мы теперь можем лишиться!

Глава управления образования Юго-Западного округа Алексей Александров так не думает. Малокомплектность школы, пояснил он «МК», — признак ее невостребованности родителями, а значит, неблагополучия. Что же касается прежнего директора, то он, по словам чиновника, «и по закону, и по ситуации снят правильно. Назначен новый директор, достаточно амбициозный. Она хочет изменить ситуацию и восстановить доброе имя этой школы. Конечно, центр образования должен функционировать. Но можно было бы рассмотреть возможность разъединения общеобразовательной школы и центра дополнительного образования — как это было раньше, при безусловном сохранении общеобразовательной школы по запросам населения. Правда, боюсь, что на сегодняшний день эта тема только подливает масла в огонь».

Родителей, стремящихся во что бы то ни стало сохранить школу, где все друг друга знают и любят, а классы по 12 человек позволяют учителю работать с каждым ребенком индивидуально, можно понять. Кто бы не хотел так учиться?! Но они не знают главного. По нынешней смете бюджет их центра составляет 73 млн. рублей в год — эти данные легко найти в Интернете. Однако переход на нормативно-подушевое финансирование уже 1 января уменьшит эту сумму втрое — чтобы убедиться в этом, достаточно умножить норматив на 270 учеников школы. Не спасут и средства, выделяемые бюджетом на дополнительное образование. Новый норматив — всего 900 рублей на ребенка в год. И даже столь любимому родителями старому директору их школы этого не изменить. Впрочем, он не одинок. Обреченных малокомплектных школ, как убедился, поговорив с директорами, «МК», по Москве наберется с сотню — в одном Юго-Западном округе несколько десятков. Так что будем ждать новых акций протеста.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру