Как Китай объехал Россию

Спецкор «МК» стал тест-пилотом автопробега Пекин—Москва-2012

Редчайшая для иностранца, посетившего Китай, возможность выпала участникам автопробега — посмотреть на страну не из окон туристических автобусов, а путешествуя по ней за рулем автомобиля. Таких, как мы, счастливчиков можно, без преувеличения, по пальцам сосчитать...

Спецкор «МК» стал тест-пилотом автопробега Пекин—Москва-2012

«Автопробег Пекин—Москва-2012» затевался его организатором — некоммерческим партнерством «Мир без границ» при поддержке Ростуризма — как некого рода инспекционная поездка. Хотя и вполне официальная — проходящая в рамках Года российского туризма в Китае и поддержанная на самом высоком государственном уровне двух стран. Журналисты, одолев за рулем китайских авто 10 тысяч км, должны оценить, насколько Китай и Россия готовы к массовому отечественному и зарубежному автотуризму с точки зрения бюрократических процедур, состояния дорог, развитости инфраструктуры. Наши обобщенные выводы будут представлены чиновникам в надежде, что они решат выявленные проблемы.

Нас здесь не ждут

Увы, но первый вывод для отечественных автопутешественников неутешителен. Китайская сторона не просто не готова к нашим автовизитам, но, похоже, и не желает их! Главная проблема, в которую упирается сейчас развитие внешнего автотуризма в Китае, — большие сложности для иностранца в получении прав. Ни национальные «корочки», ни международные водительские удостоверения тут не действуют. Необходимо получать местные.

А для этого следует за месяц (в лучшем случае дней за десять, если воспользоваться недешевыми услугами здешних туроператоров) предупредить о своем желании получить документ Управление транспортной полиции региона, в котором будете зарегистрированы. Понятно, что никакого отпуска не хватит. А затем простому россиянину придется сдавать экзамены, что, как утверждают долго прожившие в Поднебесной соотечественники, без знания китайского языка практически невозможно. Нашему автопробегу повезло только потому, что, повторюсь, мероприятие проводится при активном содействии государственных структур обеих сторон. Так что местную водительскую лицензию, действующую девять дней, мы получили без бюрократических проволочек и испытаний. И если власти наших стран действительно заинтересованы в развитии автотуризма, то необходимо как можно быстрее принимать некие двухсторонние соглашения, снимающие проблему. Тем более, по словам главы Ростуризма Александра Радькова, открывавшего автопробег (в котором, кстати сказать, ваш корреспондент на этапе Пекин—Иркутск был сопилотом экипажа № 5), эта процедура не слишком сложна.

Однако и получение китайских прав не сильно поможет большинству россиян. Сумма залога за «рентуемый» автомобиль составляет не менее 30 000 юаней — 150 000 рублей. И многие ли российские туристы могут во время отпуска «заморозить» такие деньги? Но даже если вы решите самостоятельно доехать до Китая на личном легковом транспорте — дальше приграничного торгового города Маньчжурия вас не пустят: не положено! Кстати сказать, между нашими государствами существует всего один (!) автомобильный переход (Маньчжурия—Забайкальск), причем плохонький, в вечных очередях (наши «челноки» — с одной стороны, а их рабочие руки — с другой).

И, учитывая все вышесказанное, можно смело утверждать, что путешествие по Китаю на колесах для россиянина сейчас невозможно. А заверения китайских официальных товарищей об их заинтересованности в развитии этого вида туризма — очередной миф. Хотя в провинции Хейлунцзян, чьей столицей является бывший русский город Харбин, уже выделено 60 млн. юаней на эти цели. Даже строятся 14 туристических городков, где можно будет и самому отдохнуть, и железного коня на постой определить. Мифы иногда становятся реальностью?

Хотелось бы верить. Но есть и третья преграда на пути любознательного автотуриста. Китайцы в подавляющем своем большинстве не владеют ни одним иностранным языком. И если в Европе вы с трудом, но найдете нужную улицу, мотель, ресторан, разберетесь с местной системой аренды машины, оплаты дорог, парковок и топлива, то в Китае с этим возникнут практически непреодолимые трудности. Да вы даже еду заказать не сможете — не поймут-с! А значит, настоящего Китая не увидите и будете довольствоваться туристическими заповедниками с пекинской уткой, водкой «на змее» и чаем молочным улун. То есть «чудесами», придуманными аборигенами исключительно для туристов (сами они три перечисленных яства в рот не берут, хотя в огромных количествах поедают «просто утку» — мясо парнокопытных дорого; не прочь плотно заложить за воротник «просто водку» — пиво отвратительное — и напиться чудеснейшего чаю невероятного количества сортов!).

Как Китай объехал Россию

Как Китай объехал Россию

Смотрите фотогалерею по теме

Хайвей по-китайски

Пекин встретил участников автопробега жутким смогом (московское лето-2010 отдыхает) и повсеместной вонью. И дело тут не в географическом расположении мегаполиса. Он со всех сторон окружен чадящими фабриками и заводами. И, бурно развивая свою экономику, китайцы, похоже, совершенно не заморачиваются экологическими проблемами, изо всех сил гоня план по валу и вал по плану. А какое экономическое чудо без дорог?

И всего за двадцать лет они умудрились опоясать страну суперсовременными магистралями, по сравнению с которыми европейские трассы-автобаны выглядят чуть ли не проселками (а мы несчастную трассу Москва—Питер за это время осилить не можем). Просторные, ровные, без рытвин, ухабов, колейности и даже намека на ямочный ремонт.

Ларчик открывается просто. Государство в добровольно-принудительном порядке раздает коммерческим структурам подряды на строительство и содержание трасс, не тратя из бюджета ни копеечки. Но! Дорога на двадцать лет (с последующей пролонгацией договора) переходит в собственность построившей ее компании. В итоге практически все междугородние трассы КНР — платные. За каждый километр пробега по ним владельцу легковушки приходится выкладывать один юань (5,5 рубля) или чуть меньше. Правда, нельзя не учитывать фактор жесткого партийного контроля за местными бизнесменами. Если говорить о российских реалиях, то роль надзорной инстанции с успехом выполнит альтернативная бесплатная дорога, которой автовладелец воспользуется, если качество платной магистрали его не устроит. При таком раскладе собственник шоссе вряд ли будет воровать сам у себя и экономить на содержании. Короче говоря, замечательный пример для подражания.

Эксплуатационные характеристики китайских дорог настолько хороши, что тысячекилометровый участок пути между курортным Бэйдайхэ и Харбином дался нам невероятно легко и практически не утомил. В том числе и потому, что на междугородних трассах крайне мало... легковушек. Основа трафика — коммерческий транспорт любых форм и размеров. При этом грузовики перегружены сверх всякой меры и тащат на себе по 30–40 тонн, ограничений по нагрузкам не существует! И, внимание российских чиновников, любящих свалить на автовладельцев всю вину за злосчастную колейность, — здесь об этом дорожном зле и не слышали. Переводчики даже не сразу поняли, о чем их спрашивают.

Да и вообще за пределами мегаполисов картинка дорожной жизни почти идиллическая. Дело в том, что, легко нарушая многие Правила дорожного движения (кстати сказать, как две капли воды похожие на наши, потому как в свое время «списывались» с ПДД Советского Союза), китайские водители свято чтут скоростной режим. Камеры фото- и видеофиксации нарушений в Поднебесной расположены чуть ли не на каждом перекрестке и на каждом километре. А наказание за лихачество суровое. За превышение скоростного режима на пятьдесят процентов от разрешенной скорости будешь оштрафован на 200 юаней (тысяча с небольшим рублей), а за большее — на 400. При этом тебе начислят штрафные баллы: заработал двенадцать, как говорят китайцы, «палок» — расставайся с правами. И чтобы получить их назад, надо будет отучиться в автошколе и по-новому сдать экзамены. Поэтому езда по магистралям даже в сон клонит — покрытие, как уже говорилось, отменное, с дороги тебя истеричным миганием фар никто не сгоняет, агрессивных перестроений не совершает. Езжай — не хочу!

Всего двадцать лет понадобилось китайцам, чтобы опоясать страну суперсовременными магистралями, выдерживающими самые запредельные нагрузки.

Вам и не снилось...

И еще в Китае нет пробок в их московском понимании — так, мелкие затруднения, когда на месте ты практически не стоишь, а ползешь со скоростью 10–20 км/ч целых, страшно сказать, пять минут. В Пекине с его девятью миллионами зарегистрированного транспорта на двадцать миллионов жителей этого добиваются комплексно. Во-первых, строят новые дороги-развязки. Сейчас заканчивается возведение седьмого (!) транспортного кольца. Но при этом, конечно, используются и непопулярные меры. Так, транспортное движение ограничивают, запрещая выезжать в город, скажем, в ближайший понедельник авто, у которых последняя цифра номерного знака заканчивается на цифры от 1 до 3 (или 4–9), а во вторник тем транспортным средствам, чьи номера имеют в конце 2–5. Комбинации постоянно варьируются, автовладельцев оповещают через СМИ. Да и иногороднему транспорту въехать в столицу непросто: необходимо приобретать специальное разрешение на срок пребывания, подчиняясь при этом столичным «номерным» запретам. Ограничивают езду и цены на топливо. И бензин, и солярка примерно в полтора раза дороже российских. И это при том, что приличной в Китае считается зарплата в 5000–6000 юаней (25 000–30 000 рублей), хотя средняя зарплата — тысяч пятнадцать на наши деньги. Дерут и за парковку. Оставить автомобиль у тротуара бесплатно невозможно в принципе. Имеются сложности и с покупкой машины. Нет, авто-то приобрести можно без проблем, а вот получить регистрационные знаки... В Пекине право их покупки разыгрывают в лотереи весьма ограниченными партиями. В Шанхае же продают свободно, но задорого — примерно 30 000 юаней «жестянка».

...Короче говоря, если китайские товарищи снимут ряд ограничений для иностранных водителей и для них же сделают послабления в части аренды машин, Китай со всей своей Великой стеной (забавный, кстати, новодельный аттракцион, не более); Запретным городом (сплошь взятым в толстенные витрины так, что и не разберешь интерьеров); хутунами (историческая, но дурно пахнущая застройка Пекина, с которой власти борются, как мэр Лужков со старой Москвой); проглядывающей в Харбине дореволюционной Россией (с преуютнейшим проспектом Арбат, которому поддельный Арбат столичный может позавидовать) и другими чудесами — может стать настоящей Меккой для автотуриста. Чего, увы, не скажешь о большинстве сопредельных с великим соседом российских провинций, через которые проходил первый этап «Автопробега Пекин—Москва-2012». Но о реалиях отечественных — в следующих публикациях и в рубрике «Путешествия» сайта avtovzglyad.ru.

Пекин—Иркутск—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру