Система здравохоронения

Модернизацию медучреждений не могут провести даже за большие деньги

26 июня 2012 в 18:45, просмотров: 2180

Российское здравоохранение так нездорово, что не в состоянии переварить большие деньги, выделенные на его модернизацию. Прошло полтора года из двух, отведенных на реализацию госпрограммы, а фактическое ее исполнение составило 37%. Такие цифры приводили 26 июня на парламентских слушаниях в Госдуме.

Система здравохоронения
фото: Геннадий Черкасов

В конце 2010 года правительство решило в 2011–2012 годах направлять по 2% страховых взносов, взимаемых с работодателей, на модернизацию здравоохранения в российских регионах. Речь шла о почти 460 млрд. руб. из федерального Фонда обязательного медстрахования, не считая средств региональных бюджетов и территориальных фондов ОМС. Каждый субъект Федерации должен был заключить с федеральными властями соглашение, представив свою программу модернизации и гарантировав ее софинансирование. Основных целей выбрали три: укрепление материально-технической базы (завершение строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт, приобретение оборудования) — 74% всех средств; введение современных информсистем — 5% средств; внедрение стандартов оказания медпомощи и повышение доступности услуг врачей-специалистов — более 20% средств.

Лишь в феврале-марте 2011 года правительство утвердило порядок и правила финансирования региональных программ, потом субъекты Федерации эти программы утверждали, и первые соглашения были заключены в апреле-мае 2011 года. «Деньги пошли только прошлым летом, фактически программа реализуется ровно год», — признал во вторник замминистра здравоохранения, глава ФФОМС Андрей Юрин. А модернизация федеральных госучреждений, за подготовку документации по которой отвечало Минздравсоцразвития, в 2011 году вообще не началась. Итог: к 1 мая 2012 года, говорится в материалах Комитета по охране здоровья, ФФОМС выполнил свои обязательства на 34% от запланированного на два года объема, субъекты РФ — на 37%, а территориальные ФОМС — на 45%.

Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко доложил: активнее всего тратятся деньги на ремонт и закупку оборудования, но и здесь всё идет довольно вяло. К лету 2012 года завершено 30 из 88 включенных в программу «недостроев» в 29 регионах, причем по 25 больницам и центрам до сих пор не заключены госконтракты. Капремонт закончили на 895 объектах из 3567 плановых. В 12 регионах, сказал аудитор, не завершено ни одного объекта, а в 14 отремонтировано меньше трети запланированных площадей. Закупили больше 100 тысяч единиц оборудования, 40% от плана. Хотя предполагалось, что капремонт будет проходить без закрытия учреждений здравоохранения, в отчете СП говорится о «длительном исключении медучреждений из лечебного процесса», увеличении срока ожидания медпомощи и снижении ее качества (хотя, казалось бы, куда дальше).

Медицинские стандарты лечения внедряются не все (лишь 77 из нескольких сотен), и лишь в специально отобранных 3,5 тысячи больниц и центров, и с этим связано повышение зарплат врачей и медсестер. Такой подход, заявил г-н Катренко, приводит к миграции кадров и росту числа жалоб медработников. Фактический размер доплат специалистам в среднем составил 5,3 тыс. руб., что ниже плана на 24,8%, а медсестрам — 2,8 тыс. (на 17,4% ниже плана).

Участники слушаний обращали внимание на огромный разрыв в зарплате между медработниками из разных регионов: главврач одной из больниц Оренбурга сообщил, что из 300 работников скорой помощи города 120 уехали работать в Москву. А глава профсоюза работников здравоохранения Михаил Кузьменко обратил внимание на то, что субъектам РФ дали право самим устанавливать перечень специалистов, участвующих в программе модернизации, и во многих регионах в него не включены врачи, занимающиеся лечением СПИДа, туберкулеза, сотрудники диагностических лабораторий...

Хуже всего дело обстоит с внедрением современных информсистем: удалось освоить лишь 9,7% от запланированных на два года средств. Представители регионов говорили о том, что федеральный центр до сих пор не дал четких вводных о сроках внедрения федеральной информсистемы, средств на компьютеризацию заложено мало, а рядовые врачи не заинтересованы во внедрении новых технологий.

В рекомендациях слушаний содержится лишь предложение позволить использовать неосвоенные в 2011–2012 годах средства в следующем, 2013-м...





Партнеры