«То, что мы тут показываем, это никакой не эксклюзив. Все уже работает, например, в некоторых столичных аэропортах и на вокзалах, — рассказывает директор Института Александр Арестов. — А тут проходят курсы повышения квалификации сотрудники МВД, работающие на транспорте. Их знакомят с новым оборудованием и учат разбираться в правовых тонкостях».
Параллельно с этим уже почти два года Минтранс проводит программу комплексного обеспечения безопасности населения на транспорте. В частности, до сих пор в рамках пилотных проектов тестируется оборудование, которое в массовом порядке потом будет устанавливаться на всех транспортных узлах страны. Частично использование спецсредств оставят на усмотрение владельцев аэропортов, вокзалов и портов. Некоторые системы будет контролировать исключительно МВД из-за секретности данных.
Биометрические системы
Полицейских учат работать с системой «Сова-видеонаблюдение». Это, по сути, программа, которая может быть интегрирована в комплекс видеонаблюдения любого объекта. Камеры отличают лица людей в толпе и сверяют их с базой данных по «выпуклым частям черепа», уточняют разработчики. Так что, густые усы или обильный макияж не помогут злоумышленникам скрыться. Однако, с внедрением системы есть проблемы, сетуют российские специалисты. Без единой базы по всей стране применять ее на обособленных объектах не имеет особого смысла. А есть они только у силовиков. Причем, с ответом, когда «биометрика» появится повсеместно, в МВД затягивают: дескать, нужно рассмотреть разные варианты систем.
Анализаторы веществ
Устройства, позволяющие узнать, какое вещество содержится в емкости — уже реальность, уверяют в центре. Его сотрудники показывают, как можно идентифицировать состав жидкости в бутылке, не открывая ее. Правда, во время показательно эксперимента содержимое емкости с виски пару раз распознавалось как «чистящее средство» и «спирт». А на руках журналистов молекулярные анализаторы находили следы взрывчатки. Для пассажиров такие неточности приборов могут обернуться дополнительными досмотрами. К тому же, непонятно будут ли проверяться все емкости в ручной клади каждого пассажира. Если так, то, естественно, это будет приводить к очередным трудностям. Анализаторы жидкостей пока не встраивают в интроскопы, просвечивающие багаж в потоковом режиме, говорят сотрудники центра. Однако, есть и свои плюсы. Как ожидается, уже с осени ограничения на пронос жидкости на борт самолета будут смягчены или отменены вовсе.
Профайлинг
В большинстве крупных аэропортов работают люди, определяющие по поведению пассажира его потенциальную опасность для окружающих. Их трудно заметить. Но если вы вызовите у них подозрение, они могут подойти и задать несколько на первый взгляд странных вопросов. По вашей реакции можно понять, есть ли у вас замысел взорвать самолет или же вы просто боитесь летать. На вооружении у таких специалистов есть и специальные видеосистемы, способные распознавать вибрацию тел пассажиров. Работает она так же через общую систему видеонаблюдения.