Алтайский поцелуй

Автопробег Пекин—Москва-2012 принимал радоновые ванны

4 июля 2012 в 17:22, просмотров: 1301

Существует поверье, что если Алтай встречает туриста дождем, значит — целует, а если туманом — обнимает. Нашему автопробегу повезло вдвойне — и объятия, и поцелуи были жаркими и крепкими. Редкость по здешним меркам, если учесть, что по числу солнечных дней знаменитая алтайская Белокуриха не уступает кавказским и крымским городам.

Алтайский поцелуй
фото: Михаил Балберов

Но обо всем по порядку. Иркутск в маршруте автопробега Пекин—Москва-2012 помимо экскурсионной составляющей значился еще и как перевалочный пункт: смена экипажей, техосмотр автомобилей (подробнее в публикации «В поисках Шамбалы и... дичи»). И вот начало второго этапа: наша дорога лежит от Байкала до Новосибирска, с двухдневной остановкой в предгорном Алтае.

С иркутскими дорогами явных проблем нет — на твердую «тройку», хотя если в областном центре и окрест еще есть хоть какое-то ощущение дорожного покрытия, то вот на второстепенных направлениях иной раз под колеса попадается такое! Хотя, как объяснили нам гиды, сейчас по всей области идет масштабный ремонт, что в перспективе положительно скажется не только на местных автолюбителях, но и тех, кто захочет взять здесь машину напрокат и отправиться в путешествие по области или дальше, например в Бурятию, где пока еще такой услуги нет.

И вот, наконец, иркутская часть самого глубокого озера на планете. Описывать местные пейзажи смысла нет — это нужно видеть, особенно если подняться по канатной дороге на смотровую площадку, откуда открывается просто безумная по красоте панорама.

фото: Михаил Балберов

От Ангары до Енисея

А дальше путешественника ждет перевалочный пункт между Иркутском и Красноярском — Тайшет. К счастью, мы попали сюда глубокой ночью, поскольку город невероятно уныл и невзрачен. Единственный заработок для местных жителей — узловая железнодорожная станция, которая дает большинству населения (всего 36 000 душ) хоть какую-то возможность выжить. Так что если вы решитесь идти нашим маршрутом, по возможности не останавливайтесь в Тайшете. Лучше «бить» до Красноярска, благо это чуть менее 400 километров, что даже учитывая переменчивость дорожного покрытия и усталость, совсем пустяки. Только будьте внимательны — на трассе М53 сейчас идет масштабный ремонт, а местные водители по степени неадекватности на дороге могут дать фору даже джигитам с курортов Краснодарского края. Зато с инфраструктурой почти хорошо: имеются придорожные кафе и редкие мотели.

А вот для знакомства с Красноярском одного дня откровенно мало. Чтобы хоть как-то исследовать город и порадоваться искреннему гостеприимству аборигенов, нужно минимум три дня. Здесь есть где отдохнуть и на что посмотреть. С набережной Енисея, скажем, открывается вид на «десятирублевый мост», а из парка «Бобровый лог» видна «Китайская стена» — так называются скалы в заповеднике «Столбы», чему коллеги из Поднебесной были несказанно удивлены.

Даем стране угля!

Еще более 500 километров федеральной трассы М53 позади. Покинув гостеприимный Красноярск, автоколонна без приключений добралась до Кемеровской области, знаменитого Кузбасса. Но если при слове «Кузбасс» вам видятся исключительно гигантские шахты и вечно дымящие трубы, вы глубоко ошибаетесь. Правда, само Кемерово и впрямь не производит впечатления туристического рая. Заслуживает внимания лишь музей «Красная горка», где выставлена экспозиция, посвященная угледобыче. Искать достопримечательности стоит в регионе. К примеру, особой популярностью у туристов пользуется поселок Шерегеш, где зимой катаются на лыжах, а летом сплавляются по рекам и путешествуют пешком...

«Golden gatеs» по-сибирски

А автопробег идет дальше — в Алтайский край. Ведет туда неплохая трасса Кузбасс—Алтай, которая лишь в начале прошлого года стала бесплатной. Правда, как заметил руководитель пробега, инициированного некоммерческим партнерством «Мир без границ», Алексей Люткевич, «это малоразвитая по сравнению с уже пройденным этапом в Китае инфраструктура». Вроде бы и деньги вливаются колоссальные, и потенциал для развития есть, но факт остается фактом: на протяжении многих километров на трассе нет заправочных комплексов с качественным топливом. А если и встречаются, то в них напрочь отсутствует даже такое понятие, как туалет. Нет ни придорожных магазинчиков, ни кафешек. Что уж говорить о мотелях или хотя бы обустроенных местах на обочинах с возможностью передохнуть пару часиков. И, увы, на протяжении нескольких десятков километров от границы областей отсутствует какая-либо, даже мобильная, связь — так что будьте предельно осторожны и внимательны за рулем. В противном случае придется долго голосовать на дороге, по которой, кстати, ездит очень мало машин...

...В Залесовском районе — на границе Иркутской области и Алтайского края — нашу колонну встречали хлебом-солью, фольклорными песнопениями и танцами. Власти надеются, что после автопробега Пекин—Москва-2012 туристическая популярность региона вырастет еще больше.

Ну а дальше — Бийск. Именно тут берут начало трассы, ведущие на Алтай и далее в Казахстан, Монголию и Китай. Сейчас здесь развивают автотуристический кластер «Золотые ворота», ведь более 80% отдыхающих в Алтайском крае в любом случае проезжают через Бийск. Чаще всего направляясь в город-курорт Белокуриху, который неспроста называют жемчужиной Алтая. Сюда просто необходимо ехать за здоровьем: город славится чистым горным воздухом, в котором самая полезная составляющая — аэроионы, а их содержание в здешней атмосфере почти в два раза выше, чем в знаменитом швейцарском Давосе. Плюс радоновые термальные воды.

Царю-батюшке челом бьем!..

Новосибирск встретил нас важным событием — ночью в парке с символичным названием «Городское начало» был открыт памятник Александру III. Император дорог новосибирцам тем, что в 1886 году начал строить знаменитую Транссибирскую магистраль. Не знаю, каково это — путешествовать по «железке», но трасса М52 достойна всяческих похвал. Здесь и придорожные отели, и кафе, удивившие москвичей своими ценами и качеством в положительном смысле этого слова. На некоторых участках появляется двухполосное движение, достаточно автозаправочных станций (26–27 рублей за литр 95-го бензина!). Хотя, если честно, «дорожный» Новосибирск произвел впечатление рваного, наглого движения: достаточно сказать, что идущая с сопровождением машины ГАИ колонна постоянно «разрывалась» вклинивающимися аборигенами, вовсю сигналящими не в знак приветствия автопробега, а просто выказывая недовольство.

...В Новосибе автопробег Пекин—Москва-2012 еще раз сменил экипажи. Но об этом в следующих публикациях «МК» и в рубрике «Путешествия» сайта avtovzglyad.ru.



Партнеры