Портрет Петра Плешакова

Выдающемуся советскому деятелю 13 июля исполнилось бы 90 лет

12 июля 2012 в 16:38, просмотров: 3182

Прошло совсем немного времени, чтобы объективно оценивать недавнюю историю ушедшего века и нашего государства, но вот уже современное кино и телевидение все чаще и чаще обращается к образам видных деятелей советской эпохи. На экране — интерьеры высоких кабинетов, большие звезды на погонах, награды, а поверх всего — интриги разного рода, шлейф платьев и сплетен на любовные темы...

Впечатления от этих фильмов разные. Тот, кто этих героев знал, видел, слышал, — нынешнее прочтение их судьбы считает легковесным, а набор жизненных фактов — случайным, мелким. Сюжеты изобилуют жареными фактами, штампами восприятия эпохи, вождей, межличностных отношений. Увы, но человека, его главного сущностного начала в этих фильмах почти не увидишь.

Портрет Петра Плешакова

Я принадлежу к поколению, которое не понаслышке знало многих поистине сильных, эффективных, преданных делу и стране людей, составляющих ядро руководства Советского Союза. И могу утвердительно говорить, что это были титаны, державшие на своих плечах огромную страну.

Один из таких людей — Петр Степанович Плешаков, министр радиопромышленности СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, генерал-полковник. Нет, дружбой с ним я похвалиться не могу, но даже недолгой совместной работы в правительственных кабинетах мне хватило, чтобы увидеть и оценить масштаб этой выдающейся личности, его высочайший профессионализм и человеческие качества.

...В начале 80-х годов в одном из американских журналов появилось сенсационное по тем временам сообщение о том, что Роберт Макнамара, седьмой министр обороны США (1961–1968 гг.), держал портрет Плешакова в комнате отдыха и говорил, что это главный противник в Советской России. Сын обувщика, сам — призванный экономист, он, говорят, объяснял это «необходимостью видеть лицо своего главного противника, чтобы работать по-настоящему». Враг всегда рядом, всегда напротив — и смотрит тебе в глаза.

Правда, я очень сомневаюсь, что, глядя в глаза Петра Степановича, господин Макнамара, любитель оборонительных линий и всевозможных электронных датчиков, мог вдохновить себя на спокойную работу. С чего бы это! От портрета русского министра одновременно веяло и добротой, и знанием какой-то главной, основной и особенной правды, чего не постичь иностранцу ни умом, ни сердцем.

Портрет русского источал потайную, а не выпяченную силу и уверенность, поэтому можно было только предполагать, какой мощью на самом деле обладают этот человек и его Родина.

Возглавляемый Петром Степановичем Научно-исследовательский радиотехнический институт № 108 стал флагманом создания спутников космической разведки, которые, в частности, позволяли обнаруживать подводные лодки других государств на всем пространстве Мирового океана. Благодаря П.С.Плешакову наша страна получила уникальную аппаратуру для агентурной разведки, а также не имевшие себе равных авиационные радиолокационные станции. Именно Петр Степанович руководил созданием системы, известной всем как «ядерная кнопка» и ставшей символом оборонного щита страны. Созданные под руководством Петра Плешакова радиолокационные станции дальнего обнаружения успешно служат и сегодня. Одна из них — широко известная из-за нынешних политических и военных разногласий России и НАТО — Габалинская, построенная на территории Азербайджана.

В 1964 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании системы радиотехнического мониторинга земной поверхности — как обзорного, так и детального. Задачами системы были обеспечение глобального радиотехнического мониторинга, управляемый сбор информации, ее доставка пользователю и обработка. Практической реализацией вопроса занимался Петр Степанович Плешаков, в то время уже заместитель председателя Государственного комитета СССР по радиоэлектронике.

Главным делом жизни П.С.Плешакова стало создание мощной отечественной радиопромышленности — отрасли, которая позволила стране стать великой державой, надежно обеспечить свою национальную безопасность, проторить дорогу к передовым позициям в науке и промышленности. Под руководством Плешакова и при его непосредственном участии были созданы уникальные стратегические системы, разработаны все современные радиосредства, находящиеся на вооружении нашей армии, авиации и флота. Это и системы предупреждения о ракетном нападении и глобальной космической радиоэлектронной разведки, и единое радиолокационное поле страны для обеспечения ракетно-космической и противовоздушной обороны, автоматизированной системы управления войсками и системы управления воздушным движением.

Когда сегодня наша молодежь смотрит на экране бесконечные боевики или «звездные войны», где через кадр говорится о самонаведении ракеты, — она должна знать и гордиться, что это чудо придумали русские под руководством Петра Плешакова, выходца из Тамбовской губернии.

Гордость нашей современной армии, заставляющая нас восторженно аплодировать во время парадов на Красной площади, знаменитые зенитные комплексы С-200 и С-300, не имеющие аналогов в мире, и знаменитая стратегическая ракета «Тополь» — они тоже воплощение мысли и организационной работы Петра Плешакова. И, конечно, талантливых авторских коллективов, стоявших за его спиной. При проведении работ по этим тематическим направлениям выросло несколько поколений прекрасных специалистов, внесших весомый вклад в создание «изделий». В разработках постоянно использовались самые прогрессивные научно-технические решения, которые, по словам экспертов, буквально вынуждали общетехнические, конструкторские, технологические и производственные подразделения института находить и осваивать пути их реализации. Благодаря уникальным разработкам этих людей Н.С.Хрущев мог справедливо произнести свою историческую фразу: «Наша ракета попадает в муху в космосе».

Все, кто знал Плешакова близко, рассказывают, что он был безудержен во всем: в работе, в дружбе, в любви, в своих увлечениях живописью, музыкой, спортом. Был очень азартен, особенно при игре в бильярд, теннис, волейбол. Очень не любил проигрывать, поэтому все старался доводить до совершенства. Это проявлялось в работе, которая, конечно, составляла главную часть его жизни. Услышать от него, чем он занимается на работе, было в принципе невозможно. Особенно по закрытой тематике министерства. Был счастлив, буквально светился, когда проходила его концепция или идея.

Он был чрезвычайно требователен, и в первую очередь к себе. Не щадил себя. Не стоит удивляться тому известному факту, что за несколько дней до смерти Петр Степанович, борясь за свои идеи, в поисках истины в последней инстанции с больничной койки ездил на заседание Политбюро компартии и своим выступлением решил судьбу проекта.

Примечательно, что и счастье в личной жизни такого неистового государственного и военного деятеля произросло на работе: как раз в то время, когда начинались работы над Единой системой управления воздушным движением, Петр Степанович сделал предложение руки и сердца Татьяне Григорьевне Анодиной — доктору наук и профессору, заместителю директора НИИ аэронавигации, которую уже называли «королевой авиации». Часто встречаясь на различных совещаниях, они не могли не обратить друг на друга внимания. Деловые отношения переросли в глубокие красивые чувства, пронесенные через всю жизнь.

Зная близко Татьяну Григорьевну Анодину, я могу смело сказать, что эти люди были созданы друг для друга, схожи своей необыкновенной энергией, волей, целенаправленностью, способностью добиваться самых высоких целей, легко жертвовавшими личным во имя общественного.

Предметом особой страсти Петра Плешакова была живопись, которую он действительно обожал. Его любимым художником был Микеланджело, перед ним он просто благоговел. В семье рассказывают, что самой заветной мечтой «невыездного» носителя немыслимых государственных тайн было посетить Италию, побывать во Флоренции, прикоснуться к камням, где ступала нога Рафаэля и Леонардо.

Что же касается его собственных картин, то они отражали всю глубину его любви к жизни, к красоте и всей палитре ее красок. Он любил не только масло, но и акварель, карандаш, где можно было передать все полутона, цвет и тени жизни. Эти картины, как и великая память, уже многие годы живут в его родном доме.

...«Лучшие люди работают в радиопромышленности, а если не работают, то будут», — любил говорить прославленный министр. Сегодня Министерства радиопромышленности, увы, нет, но по-прежнему есть люди, занимающиеся защитой священных рубежей России. По-прежнему работают научные институты, где на самом почетном месте портрет Петра Степановича Плешакова — человека, который своей мыслью неизменно опережал действия конкурентов. И который никогда уже не останется в прошлом, потому что весь он — в будущем.

13 июля ему исполнилось бы 90 лет. Вспомним достойно этого выдающегося человека, ведь он и история нашей страны так важны для нашей памяти! Спасибо, Петр Степанович, за щедрость Вашего таланта, за самоотверженный труд, за все грандиозное, что Вы оставили своим потомкам и любимому Отечеству. Мы Вас помним и любим.

Людмила Швецова, заместитель председателя Государственной думы России.



Партнеры