Пиво крепко вцепилось в киоски

Несмотря на запрет ночных продаж, пенный напиток реализуется без особых проблем

15 июля 2012 в 18:45, просмотров: 8749

1 июля пиво практически по всем пунктам было приравнено к алкогольной продукции. Например, на пиво крепче 5 градусов теперь распространяется запрет на ночные продажи – с 23.00 до 8.00. Нельзя торговать пивом и в нестационарных точках. Однако на розничном рынке для него продолжают действовать особые негласные преференции. Найти продавца, который, выглядывая из маленького окошечка своего ларька, поздним вечером откажет вам в покупке бутылочки пива, практически нереально. Почему мелкие предприниматели решили попирать федеральный закон, попытался разобраться «МК».

Пиво крепко вцепилось в киоски
Рисунок Алексея Меринова

Стоит отметить, что новое законодательство, ограничивающее продажи пива, содержит в себе массу всевозможных переходных периодов. Что окончательно запутало не только журналистов, но и самих предпринимателей. Тем не менее торговля крепкими сортами пива (а это те, что свыше 5 градусов) с 1 июля разрешена с 8.00 до 23.00 только в стационарных магазинах, а в нестационарных (тех самых киосках, ларьках и павильонах) такое пиво продавать запрещено — как ночью, так и днем. Некрепкое пиво пока еще можно продавать круглосуточно. Под запрет оно попадет с 1 января 2013 года.

Мелкие предприниматели, не желая давать повода правоохранительным органам для новых поборов, пошли на разного рода уловки, чтобы обойти запрет. Сегодня по Интернету гуляет наглядное изображение так называемой русской смекалки: фотография витрины киоска, где бутылки пива заклеены бумагой, а на ценниках сообщается, что при покупке спичек, зажигалок или пакетов пенный напиток идет в подарок. Цены на тот или иной коробок спичек варьируются в зависимости от качества «подарка».

фото: Кирилл Искольдский

Подобные примеры можно встретить по всей стране. Так, малый бизнес Ижевска, чтобы формально не нарушать табу, в ночное время решил разыгрывать беспроигрышную лотерею. Вместо пива клиент покупает один лотерейный билет, который по сумме совпадает со стоимостью конкретной бутылки, и чудесным образом ее выигрывает. Любопытно, что на билетах изображен особый штамп, на котором написано: «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства». Отметим, что сухой закон в Удмуртии действует с десяти вечера до десяти утра.

Интересно, что в российском законодательстве для подобной практики существует четкое определение — продажа пива под видом дарения именуется «притворной сделкой». И если реальная сделка незаконна, предприниматель должен быть оштрафован. Впрочем, опрошенные нами юристы не припомнят случаев, когда подобные ситуации рассматривались бы в судах. Однако они отмечают, что здесь в первую очередь будет важна правоприменительная практика. Первые 10–15 судебных решений по подобным вопросам в отношении предпринимателей наглядно должны показать, в какую сторону станет развиваться история с запретам продаж.

Однако, как утверждает источник «МК» в Национальной ассоциации производителей слабоалкогольных напитков, никаких препятствий со стороны правоохранительных органов продавцы, нарушающие новое законодательство, не встретят как минимум до сентября. «Сами подумайте, разгар летнего сезона, жара, только что повысили тарифы. Народ и так недовольный. Власти попросту не рискнут сейчас отобрать у него еще и пиво», — объясняет снисходительность регуляторов рынка наш источник.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРА):

— Спрос на пиво есть, он не сокращается, и, как показывает практика, ограничительно-запретительные меры на него никак не влияют. Зато под серьезный удар попадают мелкие предприниматели. Думаю, что в ближайшие два года мы увидим, что число магазинов, торгующих алкоголем, значительно сократится.




Партнеры