Военная авиация на форсаже

ВВС определили перспективный облик

Немногим более месяца остается до того времени, когда Вооруженные силы России будут отмечать 100-летний юбилей Военно-воздушных сил страны. Каково же состояние военной авиации сегодня, каковы перспективы ее развития на будущее и как военные авиаторы собираются встречать свой юбилей, выяснил «МК».

ВВС определили перспективный облик

ВВС напряженно готовятся к своему 100-летию. Мероприятия по подготовке празднования идут уже полным ходом, рассказали «МК» в Минобороны России. Планом подготовки предусмотрено несколько научных конференций. Это как российская, так и международная историческая конференции с приглашением командующих ВВС всех ведущих мировых держав. На данный момент уже согласились принять участие и посетить Россию в период с 10 по 12 августа 62 делегации во главе с главнокомандующими ВВС различных стран мира.

Также пройдет торжественный прием в Кремле президентом как действующих военнослужащих, так и ветеранов ВВС. Кульминацией торжеств станет трехдневное авиашоу на аэродроме Жуковский. По предварительным данным, в праздновании подтвердили свое участие девять мировых пилотажных групп (всего их запланировано 11).

Однако столь широкие торжества не отменяют ежедневной плановой работы по созданию новых, современных ВВС России. Так, например, на днях президент РФ Владимир Путин на совещании по государственной программе вооружения сообщил, что в ближайшее время должна начаться работа по созданию нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Облик этого самолета уже сформирован, идет доработка тактико-технического задания. И, как уверен главком ВВС генерал-майор Виктор Бондарев, «у нас есть все силы, средства и возможности, чтобы он своевременно встал в строй на замену или в дополнение нашим стратегическим самолетам типа Ту-95 или Ту-160. Сколько самолетов будет построено, определит Госпрограмма вооружений». «Но в целом, — заявил главком ВВС, — задача стоит следующая: к 2020 году на вооружении военной авиации должно находиться 70% суперсовременной техники».

Для этого предусмотрена программа модернизации, которая коснется практически всех самолетов, которые имеются в линейке ВВС. Это общепринятая практика, считает генерал-майор Бондарев, во всех странах мира модернизация продолжается постоянно. Во-первых, это значительно дешевле, чем создание новых самолетов, во-вторых, эта техника уже освоена летным составом, ну и к тому же выкидывать дорогостоящие самолеты через 15–20 лет очень расточительно. Хотя ряд самолетов, таких как, к примеру, Ан-26, которые полностью выработали свой ресурс, будут постепенно уходить, так как смысла в их модернизации нет. На замену им будут создаваться новые машины, и работа в этом направлении идет.

В частности, активно движутся работы по российско-украинскому военно-транспортному самолету Ан-70. Украинская сторона обещала в ближайшее время выполнить все оставшиеся по программе испытаний полеты. Кроме того, к одному уже имеющемуся Ан-148 российские ВВС купят еще четыре аналогичных самолета для обучения летного состава и решения транспортных задач.

Наконец, вскоре планируется возобновить производство тяжелых «транспортников» Ан-124 «Руслан». Этот труженик прекрасно выполняет любые самые сложные задачи по переброске войск и боевой техники в любые регионы страны. Эта машина является самой дешевой в мире по тонно-стоимостным характеристикам, и до 2020 года российские ВВС планируют получить еще с десяток таких абсолютно новых «Русланов».

Идет обновление и других типов самолетов, хорошо зарекомендовавших себя в предыдущие годы. К примеру, от старого штурмовика

Су-25, который стоит на вооружении уже не один десяток лет, осталась лишь оболочка. Все оборудование и приборы на нем теперь стоят новые. Он, например, получил прекрасный комплекс обороны, способный подавлять различные средства ПВО противника.

В нынешнем году в ВВС РФ поступит также 15 новых учебно-боевых самолетов

Як-130. Эта машина может решать задачи не только первоначального обучения летчиков, но и, как считает главком ВВС, должна рассматриваться в качестве «легкого истребителя» — аналога МиГ-29, Су-27, а то и Су-35. По словам главкома ВВС, «во всем мире остро стоит проблема легких учебных самолетов для первоначального обучения летного состава. Я думаю, что в России она в принципе решена. При поступлении определенного количества самолетов Як-130 в войска мы сможем создать пилотажную группу на этих самолетах. И она, думаю, будет прекрасно выполнять на них показательные полеты, так как самолет этот прекрасен. Он современный, высокоманевренный, и хоть мы не должны заниматься рекламой, но все равно выполнение на нем полетов пилотажной группы станет косвенной рекламой достижений нашей авиационной промышленности».

Завершает испытания и новейший авиационный комплекс 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА), который вскоре ожидается к поступлению в войска. Он, по оценкам специалистов, не только легче американского F-22, но по количеству и качеству выполняемых задач серьезно превосходит свой заокеанский аналог.

Для обучения будущих летных специалистов, которым предстоит работать на этой суперсовременной технике, в ВВС РФ создан единый ВУНЦ (Военный учебно-научный центр) в Воронеже, который уже в этом году выпустил 1310 человек офицеров летно-технического состава.

24 лейтенанта из них закончили ВУНЦ с золотой медалью. Там же обучалось более 150 человек иностранцев. Все они высокого мнения об этом вузе. И заявок на обучение иностранных студентов в этом году поступило уже в два раза больше, чем в прошлом.

Обучать летный состав ВВС планируется также на базе филиалов в Краснодаре, а для армейской авиации — в Сызрани. В этом году на летное отделение будет набрано 180 курсантов и еще порядка 80 человек для федеральных органов исполнительной власти.

В последнее время в СМИ велось много споров о создании ВУНЦа именно в Воронеже. Противники реформы военного обучения выступали против концентрации всех научных сил в одном центре, требуя сохранения традиционной сети военных вузов. Однако то количество учебных заведений, которое было в СССР, досталось новой России в 90-х и дошло до 2000-х,

современным Вооруженным силам теперь не нужно. Российские реформаторы в этом вопросе использовали опыт других стран. В той же Америке, к примеру, существует одно единственное заведение, где готовят специалистов практически по всем специальностям, необходимым ВВС.

В результате такой концентрации, как рассказал генерал-майор Бондарев, удалось достичь следующего:

— Во-первых, все курсанты, которые будут служить в ВВС, собраны в одном месте. Они видят, чем занимаются их коллеги: связисты, тыловики, офицеры штаба, летчики. Плюс все летучки, тренировки, тактические учения проходят по единому замыслу. Если раньше на учениях мы говорили летчику: ты будешь, допустим, тыловиком или связистом, то сейчас на занятия приходит реальный будущий тыловик или связист. И рассказывает, и делает то, что знает и чему его научили. Кроме плюсов в таком обучении я ничего не вижу. Поначалу, конечно, когда мы собрали всех в одном месте, были проблемы с профессорско-преподавательским составом. Понятно, что не все педагоги туда поехали. Но мы набрали и подготовили новых. И сейчас — поверьте мне, я бывал там и был в том году председателем комиссии, которая принимала итоговые экзамены — уровень подготовки нисколько не понизился. И я считаю, что это огромный плюс и никакой трагедии в этом абсолютно не вижу.

Серьезные перемены произошли и в частях ПВО, входящих в состав ВВС. Раз в два года все они теперь проходят подготовку и проверку на полигонах. «Что касается переоснащения, — говорит главком ВВС, — то сейчас мы ежегодно получаем по несколько полковых комплектов

ЗРС С-400. В перспективе получение ЗРС С-500. В следующем году первый ее комплект придет на вооружение».

Причем оружие, поступающее в войска, постоянно совершенствуется. Первый комплект С-400, который встал на боевое дежурство несколько лет назад в Подмосковье, и крайний, который недавно отправлен на Дальний Восток, это уже практически разные системы. В последнем улучшена командная система и система управления огнем. Время ее реакции непосредственно до момента боевого применения постоянно уменьшается. Если раньше это было порядка

9 секунд после обнаружения цели, сейчас —

3–4 секунды.

Постоянно модернизируется и аэродромная сеть военной авиации. Она в ВВС всегда была очень разветвленной. С военной точки зрения это, конечно, хорошо, но содержание каждого аэродрома требовало немалых бюджетных средств, и руководством военного ведомства было принято решение об оптимизации.

Теперь в ВВС будет существовать 7 крупных авиабаз. Все остальные аэродромы также планируется использовать, но уже на основе ротации. То есть, когда это необходимо, одна-две эскадрильи будут уходить на них и летать там, занимаясь боевой подготовкой в течение месяца, двух-трех, что значительно удешевляет эксплуатацию данных аэродромов.

«Это общепринятая мировая практика, — говорит главком ВВС. — Такого положения, как было у нас, когда на одном аэродроме постоянно находились одна-две эскадрильи, нет нигде. У них у всех (в странах НАТО — „МК“) по 120–150 самолетов на каждом аэродроме, они понимают, что такое базирование обходится значительно дешевле. А что такое 150 самолетов на одном аэродроме для нас? Это минимум 7 свободных аэродромов».

Благодаря появлению новой техники и регулярному поступлению топлива в последние годы в российских ВВС существенно увеличился и налет. По словам главкома Бондарева, «в 90-х годах и начале 2000-х летчики у нас, бывало, налетывали лишь по 10–15 часов. Были и такие, кто по нескольку лет вообще не летал. Но сейчас по налету мы уже выходим на мировой уровень. За прошлый год средний налет на летчика ВВС РФ составил 93 часа. В этом году, я думаю, мы перевалим за сотню».

Эта цифра звучит особенно символично в год столетия ВВС. И всех, кто 12 августа будет отмечать этот праздник как свой профессиональный, «МК» от души поздравляет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру