Прозрачные автомобили способствуют темным делам

С введением запрета на тонировку машин участились случаи краж из салонов авто

Правительство нанесло новый удар по автолюбителям, введя запрет на тонировку передних стекол автомашин. Однако удар пришелся не только по обычным гражданам, но и по чиновникам, так как правительственные машины также было приказано растонировать, что вызвало шквал недовольства со стороны многих депутатов. Как показала статистика, с 1 июля — дня, когда вступили в силу поправки в КоАП, — участились случаи краж из салонов автомобилей. Автолюбители напрямую связывают это с новыми правилами, но в МВД России все отрицают.

С введением запрета на тонировку машин участились случаи краж из салонов авто

Полицейские и воры

С 1 июля инспектора ДПС задерживают тонированные автомобили и выписывают водителям штраф в размере 500 руб. При этом автомобилисту предлагается несколько вариантов действий. Он может снять тонировку на месте задержания и отделаться только штрафом. В противном случае блюститель порядка имеет право снять с тонированного автомобиля номера, после чего в течение суток водитель должен растонировать передние и лобовое стекла.

После снятия тонировки водитель может получить регистрационные номера обратно. Водителям советуют снимать тонировку на месте, иначе через сутки автомобиль отправят на штрафстоянку, и нарушителю придется еще потратиться на перемещение и хранение задержанного авто.

Если нарушитель проигнорирует административные санкции, то на этот раз инспектор ДПС выпишет ему штраф в размере 5 тыс. руб. или лишит водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев. Ужесточение наказания за чрезмерную тонировку автомобилей является следствием того, что штраф в 500 руб., введенный в сентябре прошлого года, не возымел на водителей никакого действия.

Напомним, что раньше лобовое стекло можно было тонировать только на 25%, а боковые передние стекла — на 30%. Такая тонировка была практически незаметна, однако защищала от солнечных лучей. Задние боковые стекла и заднее стекло можно затемнить на все 100% даже сейчас. Для измерения светопропускания использовался специальный прибор — тауметр. Однако он мог оценивать отнюдь не объективно, ведь на его работу влияло буквально все — от температуры воздуха до влажности.

В столице в последнее время участились кражи личных вещей из автомобилей. Если в России обычно в год совершается примерно 33 тысячи ограблений из салонов машин, то с отменой тонировки следует ожидать, что этот показатель вырастет минимум в два раза. С 1 июля уже участились случаи краж из авто, и водители называют причиной именно то, что грабители видят, что лежит в салоне машины. В МВД такую причину участившихся краж упорно отрицают. По мнению ведомства, все ограбления происходят после того, как граждане посещают банки, обменные пункты и другие финансовые учреждения.

По словам сотрудников ГУВД, работа воров-борсеточников хорошо организована: один отвлекает внимание водителя, а другой выхватывает из салона вещи. Далее они скрываются на поджидающем их автомобиле, как правило, с ворованными номерами. При этом, встретив сопротивление потерпевших, воры зачастую применяют силу, используя холодное и огнестрельное оружие.

Закон не в пользу граждан

Больше всего подобных преступлений совершается в Западном и Юго-Восточном округах Москвы. При этом, по данным ГУВД, этим видом криминала занимаются в основном этнические группировки так называемых гастролеров, которые приезжают в столицу и действуют сообща, заранее договариваясь о районах промысла.

Между тем воры придумывают все более изощренные способы краж. Самым распространенным является отвлечение внимания водителя и попытка выманить его из автомобиля. Например, приклеивают лист бумаги к заднему стеклу авто или имитируют удар о препятствие. Большинство водителей, выходя проверить, что с машиной, забывают запереть двери, тем самым облегчая работу ворам.

Проблема воровства из машин есть фактически во всех странах. В Бельгии, например, автомобильные воры недавно перешли с личного транспорта на еще не проданные машины, стоящие на парковке автосалонов, расположенных вдоль национальной автотрассы Брюссель—Намюр. И, как ни странно, если в 90-е среди воров было популярным грабить из салонов машин магнитолы, то сейчас злоумышленники крадут... подушки безопасности.

Официальная версия запрета тонировки: ухудшает видимость и повышает риск аварии. Но так ли это на самом деле? Видимость также зависит и от атмосферных явлений. Очевидно, что дождь, снег, смог и пр. влияют на видимость очень значительно. Но поездки в дождь пока никто не отменял. Хотя наряду с ухудшением видимости еще и налицо ухудшение сцепления с дорогой и разные негативные эффекты типа скольжения на льду. К тому же в реальности стекла не абсолютно чистые — даже скорее грязные, особенно в межсезонье. На самом деле абсолютная прозрачность стекол — важное, но не единственное условие хорошей видимости. Например, очевидно, что пыль, грязь и т.п. сильно снижают прозрачность. Однако это не контролируется.

Зрение у людей тоже очень разное. Есть люди, обладающие дефектами зрения, но не носящие очки при вождении. Есть и дальтоники за рулем, но их проверяют только при выдаче прав. При этом зрение может ухудшиться и после получения водительского удостоверения. Огромную роль играет текущее психофизическое состояние человека, т.е. в зависимости от ряда факторов (болезнь, нервные переживания и т.п.) человек может видеть то лучше, то хуже.

Именно поэтому новая редакция закона и соответствующие поправки в КоАП вызвали волну возмущения не только среди простых водителей, но и среди самих госслужащих, так как в этот список вошли и ведомственные автомобили. Некоторые депутаты считают, что эта мера является чрезмерной и противоречащей справедливости. Чиновники уверены, что ужесточение наказания за тонировку машин спровоцирует массовое народное недовольство.

В свою очередь сотрудники правоохранительных органов считают, что обеспокоенность чиновников вызвана только личным недовольством и что они защищают не простых автовладельцев, а себя, любимых. Министр МВД России Владимир Колокольцев уже распорядился, чтобы все сотрудники его ведомства сняли тонировку с передних боковых стекол служебного автотранспорта.

Лидер Движения автомобилистов и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков также считает ужесточение наказания за тонировку чрезмерным. Он уверен, что не нужно вводить запрет на тонировку автомобиля, так как затемнение стекол в некоторых случаях, в частности в ДТП, предотвращает их от разбивания на мелкие осколки, которые могут поранить людей. Кстати, именно этот фактор и помогал предотвратить часть ограблений из салонов автомобилей. Злоумышленники зачастую просто-напросто не могли пробить стекло: пленка не рвалась. Кроме того, легкая тонировка стекол защищала водителя от слепящих лучей солнца, а салон автомобиля — от нагревания.

Особенности заводской тонировки

Что касается водителей, то подавляющее большинство — против введения запрета на тонировку автомобилей. В своем мнении они согласны с чиновниками и считают, что это поднимет новую волну взяточничества на дорогах среди сотрудников ДПС. Но есть и те, которые видят необходимость в нововведении. Как сказал один из водителей с двадцатилетним стажем: «От кого скрываться?». Поэтому они считают данную меру правильной.

Председатель Общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов не видит ничего противоестественного во введении запрета на тонировку. Меры же по пресечению данной деятельности он считает вполне адекватными, так как нарушителю даются целые сутки на то, чтобы снять тонировку. Если же затемнение снимается без помощи специалистов автосервиса, то водитель может снять затемнение автомобиля на месте, ограничившись лишь штрафом. Александр Холодов уверен, что если меры наказания оставить прежними, то эту проблему никогда решить не удастся. Поэтому нужно действовать решительно и жестко. При этом он считает, что предписания должны соблюдаться всеми без исключения, включая чиновников и депутатов.

Есть, однако, еще одна проблема: заводская тонировка. Дело в том, что иномарки часто приходят в Россию уже затонированными. И их тонировка не соответствует новым правилам, поскольку правила для Европы менее жесткие. Как быть автовладельцу?

Если речь идет о покупке нового автомобиля в автосалоне, то тонировка является проблемой продавца. Как нам сообщили в одном из официальных дилерских центров Mercedes-Benz: «С 1 июля мы перешли на продажи автомобилей по новым правилам. Поставщик понимает наши проблемы. Законодательство каждой страны имеет свои особенности. Нам всегда поставлялись не просто автомобили Mercedes, а автомобили, адаптированные для России. Для машин, которые пришли к нам раньше, поставщик в ряде случаев обеспечил оперативную замену стекол: они были приведены в соответствие с новыми правилами. Не так уж много их и было. Работа салона не прерывалась ни на день».

Допустим, при покупке в автосалоне штраф за стекла автолюбителю не грозит. Но ведь покупают и с рук. И занимаются этим те же автосалоны в конкуренции с авторынками. Директор автосалона, не пожелавший назвать свое имя, уточнил: «Да, мы принимаем автомобили на комиссию. Бывает, хотя и не часто, что приходит машина, в которой тонировка не соответствует новым правилам. В этом случае мы предлагаем продавцу снять тонировку силами нашего сервисного центра. Возможна и замена стекол. Поскольку старые стекла мы у него при этом забираем, обходится это недорого: день работы и 2–3 тыс. руб. за лобовое стекло, остальные дешевле. Иное дело, если стекла повреждены. Тогда будет дороже, поскольку старое стекло мы либо не берем вообще, либо оцениваем очень дешево».

Тем не менее продавец может от снятия тонировки или замены стекол отказаться. И тогда несоответствие новым правилам становится проблемой для покупателя. Потому что принудить продавца к снятию или замене автосалон или авторынок не может — на основании чего? Также он не обязан указывать в документах несоответствие тонировки: это ведь не повреждение.

Получается, что все зависит от репутации автосалона. Если он ею дорожит, то автомобиль, грозящий покупателю штрафом, на продажу просто не выставит (право отказать в приеме автомобиля на комиссию без объяснения причин у автосалонов и рынков есть). Так что хотим дать читателю совет: покупая комиссионный автомобиль или машину с рук, проверяйте тонировку. В приличных автосалонах и на авторынках вероятность «попасть» меньше. А на так называемых «разборках» вам не то что лишнюю тонировку — краденое могут предложить.

Впрочем, если продавец честен, можно договориться с покупателем, что снимать тонировку либо менять стекла будет именно он. У желающих продать автомобиль новые правила вызвали дополнительную головную боль. Впрочем, как и любые ужесточения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру