Красота стала для нее и даром, и проклятием

Ушла из жизни актриса Наталья Кустинская - советская Брижит Бардо, «ля Рус секси»

Не стало Натальи Кустинской. Накануне она впала в кому, развившуюся на фоне пневмонии. Никакие антибиотики не смогли сбить высокую температуру.

Ушла из жизни актриса Наталья Кустинская - советская Брижит Бардо, «ля Рус секси»

«Это сын Митя - покойник звал ее к себе. Отстрадала свое и отмучилась», - говорят теперь друзья. Наталья Николаевна умерла в Боткинской больнице. Рядом не было ни одного родного человека. За руку ее держал медбрат Андрей Асеев из Патронажной ассоциации сестричества во имя иконы Божией Матери Федоровской.

Наш специальный корреспондент несколько лет назад стала автором документального фильма о Наталье Кустинской. Актриса тогда подробно рассказала о своей непростой судьбе.

Для друзей она была Кузей, Кустей, Кошкой… Критики нарекли ее советской Брижит Бардо, французские журналисты — “ля Рус секси”. Природа одарила ее ангельской красотой и магическим обаянием. После фильма “Три плюс два” она стала предметом вожделения всех здравомыслящих мужчин. Все четыре ее знаменитых мужа делали Наталье предложения в первую же неделю знакомства.

Съемочная группа фильма «Три плюс два» называла Наталью Кустинскую «наше солнышко».

Ее знала вся политическая элита. Косыгин осыпал ее комплиментами, Андропов признавался, что страшно завидует ее мужу.

А потом судьба выбила пьедестал из-под ее ног. Случилось роковое падение с лестницы, предательство любимого. Одного за другим она потеряла маму, внука, сына. Не осталось ни шикарной квартиры, ни работы, - только одиночество.

Брак-экспресс

Наталья Николаевна уже ходила с трудом, болели суставы. Большая часть съемок проходила в ее малогабаритной “двушке”, в кирпичной высотке во Вспольном переулке. Потолок почти висел над головой, тумбочка у кровати вся была заставлена лекарствами, в углу стояли костыли. А на стене, многократно увеличенная, — обложка французского журнала с “ля Рус секси”: под светлой челкой — большие изумрудные глаза.

От них невозможно было оторвать глаз и в ее 70. Оператор не мог сосредоточиться, злился… Кустинская только посмеивалась.

Богемная жизнь у актрисы осталась в прошлом. Она повторяла: «Старят не годы, а безысходность и нищета». Из-за приступа полиартрита она несколько месяцев не вставала с постели, набрала лишний вес. Большая часть мизерной пенсии уходила на лекарства. Каждое утро, поднимаясь с кровати, Наталья Николаевна превозмогала боль. Но по многолетней привычке обязательно приводила себя в порядок: причесывалась, подкрашивалась. При этом признавалась: «Несмотря на все пережитое, я не чувствую своего возраста. Когда я здорова, когда я красиво оденусь, когда я накрашена, — я опять все та же, какая была».

Показывая нам стопки пожелтевших фотографий, хозяйка преображалась.

«Это Козин поет на моем дне рождения. «Наш уголок нам никогда не тесен», — напевала актриса, разглядывая фото, и вспоминала, как Вадим Алексеевич подарил ей на память маленький патефончик со своими пластинками.

Наталья Кустинская никогда не была Золушкой. Она родилась в артистической семье, ее мама была оперной певицей, а папа — куплетист-чечеточник, выступавший с Мироновой и Менакером.

Мама у Наташи была певицей, отец — куплетистом-чечеточником.

Уроки игры на рояле в элитной музыкальной школе Наташе давала сама Елена Фабиановна Гнесина, а программу в театральный вуз ей подготовил именитый актер Владимир Зельдин.

«На вступительных экзаменах я читала Горького и стихи Бернса: “Ты свистни — тебя не заставлю я ждать”, — вспоминала Наталья Николаевна. — Пока родители были на гастролях, я поступила сразу и в Щуку, и во ВГИК».

Озорную девчушку в коридоре института приметил режиссер Григорий Рошаль. Мастер снимал картину “Хмурое утро” и на роль первой комсомолки Маруси искал девушку, похожую на сказочную Аленушку. Наивная, искренняя студентка Наталья Кустинская идеально подошла на роль.

«У меня были огромные глаза, и во время съемок оператор все время сетовал: “Трудно снимать, у Наташи приборы отражаются в глазах”.

Со своим будущим мужем, режиссером Юрием Чулюкиным, она познакомилась у себя в институте. «Студенты смотрели на него во все глаза: на экранах с триумфом шел его фильм “Неподдающиеся”, - вспоминала Наталья Кустинская. - Я опешила, когда, проводя мастер-класс, он обратился ко мне: “Ты артисткой хочешь стать? Не получится! Это профессия волевых, выносливых людей! У тебя просто не хватит сил!” Я обиделась. В то время я училась и снималась на “Беларусьфильме” у Корш-Саблина в фильме “Первое испытание”.

Каково же было удивление студентки Натальи Кустинской, когда после занятий режиссер Юлий Чулюкин попросил у Наташи ее домашний телефон. На следующий день они сидели на Патриарших прудах. Режиссер читал Наташе сценарий своего нового фильма “Дубравка”. И вдруг предложил: “Выходи за меня замуж!” — Я растерялась, говорю: “Завтра уезжаю в Минск на съемки”. Чулюкин был категоричен: “Поедешь сниматься, став моей женой”.

Самое удивительное, что через день 18-летняя Наталья Кустинская на самом деле стала женой Юрия Чулюкина, который был старше нее на 9 лет. Это был брак-экспресс. Однокурсники были уверены: все главные роли в своих картинах режиссер Чулюкин отдаст теперь молодой жене.

– Начав снимать картину “Девчата”, Юрий дал честное партийное слово, что роль главной героини — Тоськи — буду играть я, — продолжала вспоминать Наталья Николаевна. — Я не знала, что худруки Райзман и Ромм вынесли вердикт: Наташа с ее красотой совершенно не годится на роль замухрышки Тоси. Юрий смалодушничал, ничего мне не сказал. А вскоре выяснилось, что съемки давно идут и Тоську играет Надежда Румянцева. Я рыдала несколько дней так, будто похоронила близкого человека. Соседи стучали в дверь, говорили: “Нельзя же так убиваться из-за роли”. А я не могла простить Юре этого предательства.

Чулюкин и сам не торопился снимать жену в фильмах, и даже пытался расстроить ее съемки у других режиссеров.

«Он говорил: “А зачем мне надо, чтобы ты снималась? Ты же будешь актриса номер один! Тогда ты меня бросишь…” – делилась с нами Наталья Николаевна.

Курортная история

Счастливым билетом для нее стал фильм “Три плюс два”.

На роль претендовали несколько десятков героинь. Спор в пользу Кустинской решил сценарист Сергей Михалков. Актерам предстояло сниматься в купальниках, а Наталья была чудо как хороша!

«Стараниями режиссера Генриха Оганесяна и хохмача Андрея Миронова фильм наполнился искрометными шутками, - рассказывала актриса. - Сергей Михалков потом признавался: “Сценарий был так себе, а получилась замечательная курортная история”. Ко мне вся съемочная группа относилась замечательно, ребята говорили: “наше солнышко”. С Наташей Фатеевой отношения тоже были хорошими. Но она постоянно на меня давила. Даже идя просто умываться, она настаивала, чтобы я ее сопровождала. Параллельно я снималась в другой картине, уезжала в Ленинград, откуда привозила дефицитную колбасу. Съестным я пыталась поделиться с вечно голодными молодыми актерами, Фатеевой это не нравилось. Мы питались с ней в складчину.

На экране ее героиня переживала страстный роман, и мы поинтересовались, как складывались отношения с актерами вне съемочной площадки. Актриса откровенно рассказывала: «У Наташи Фатеевой были близкие отношения с Андреем Мироновым. Она всячески подталкивала меня к роману с Евгением Жариковым. Обстановка способствовала: рядом со съемочной площадкой располагался Голицинский завод шампанских вин, ведро роскошного сухого шипучего вина стоило два рубля. Женю Жарикова я воспринимала как друга, хотя чувствовала, что он был в меня влюблен. Помню, его жена во время съемок из ревности бросила мне в лицо бутерброд с маслом. Режиссер Оганесян запретил пускать ее на съемочную площадку».

В творческой группе царила благодушная атмосфера, пока в Новый Свет не приехал муж Натальи, Юрий Чулюкин. Посмотрев отснятый материал, он пришел в бешенство. Жена в кадре все время появлялась в купальнике, более того, выглядела слишком эффектно!

Никто не предполагал, что картину ждет большой успех. «Режиссер был со мной очень откровенен. Перед самым выходом картины Оганесян подошел ко мне с круглыми глазами: “Что делать? Фатеева дни и ночи ко мне пристает, чтобы я поставил ее первой в титрах картины. Как ты к этому относишься, Наташа?” Я лишь рассмеялась в ответ. Мне было все равно, - вспоминала Наталья Николаевна. - Оганесян пообещал, что во всех своих картинах будет снимать меня и Андрея Миронова. А вскоре тяжело заболел. Перед самой смертью он мне сказал: “Наташа, будь осторожна в жизни, самый большой твой враг — это твоя партнерша Наталья Фатеева”.

Смысл сказанного Наталья Кустинская поймет позже, а пока будет наслаждаться обрушившейся на нее славой.

Не желая отпускать жену в другие картины, Юрий Чулюкин дал ей наконец роль в своем новом фильме “Королевская регата”. Спортивная комедия стала первой и последней совместной работой супругов. В экспедицию Юрий уехал без жены. Наташа узнала, что у мужа есть другая женщина.

«Наша гримерша сказала, что он живет с любовницей у матери на Новопесчаной, - рассказывала актриса. - Я приехала, дверь мне открыла молодая женщина в Юрином халате, с сигаретой “Филип Моррис” в зубах. Простушка из Краснодара с ходу выпалила: “Юра меня любит, а вас жалеет”. Я написала Чулюкину письмо. Через полтора часа он был уже дома, умолял простить. Но я поняла: отношения закончены». После 8 лет брака супруги расстались.

«Укрощения строптивой»

Наталья с головой окунулась в работу: много гастролировала по стране и за границей. После визита Кустинской в Париж модный французский журнал украсил ее фотографией обложку, сопроводив подписью “советская Брижит Бардо”, а журналисты включили молодую актрису в десятку самых красивых женщин мира.

Будучи на гастролях в Белоруссии, красавицу–блондинку на сцене увидел Муслим Магомаев.

«Я выступала с программой, где рассказывала о фильмах, в которых снималась, показывала фрагменты, пела песни, — делилась с нами Наталья Николаевна. — С трио музыкантов мы давали по три-четыре концерта в день. В один из гастрольных вечеров я еле доплелась до своего номера. Только прилегла на кровать, как раздался звонок. Коллеги-музыканты говорят: “Наташа, спускайся в ресторан, Муслим Магомаев всю нашу группу пригласил на ужин, ждем только тебя”. Я решила отказаться, устала. Через пять минут пришел посланец с просьбой: “Муслим лично просит вас спуститься вниз”. Собралась, причесалась. Присаживаясь на свободный около Муслима стул, бросила устало: “Здрасьте”. Он возмутился: “А почему вы со мной здороваетесь, как со швейцаром?..” Я в ответ “показала зубы”: “А как я должна здороваться?”

Потом Наталья с Муслимом не могли наговориться... Певец удивлялся, насколько плотный у актрисы концертный график. И красавица не заметила, как поведала новому знакомому о самых сокровенных моментах своей жизни. Общение так увлекло обоих, что они не заметили, как стало светать.

«На следующий день мы выходили из гостиницы, и толпа девушек бросилась нам навстречу, - вспоминала актриса. - С Магомаева сорвали галстук, с пиджака оторвали все пуговицы. Когда нам удалось скрыться в машине, он признался: “Боже мой, как мне надоели эти девицы, как я устал от их преследований”. Муслим хотел иметь семью, свой дом, детей. Он был очень искренний и трогательный человек».

Серия концертов Магомаева в Минске закончилась. Музыканту с квартетом “Гайя” пора было уезжать в Прибалтику. Но он решил задержаться в Белоруссии. Из-за красавицы Натальи.

«Муслим отменил гастроли, я продолжала работать каждый день. После выступлений вечерами мы садились с ним за рояль, в четыре руки наигрывали мелодии. Он был очень талантливый музыкант и роскошный мужчина: безумно красивый и элегантный. Мне доставляло огромное удовольствие с ним общаться», - вспоминала Наталья Кустинская.

Муслим в свою очередь признавался: “Наташа, я видел женщин красивее тебя, почему же я не могу от тебя взгляд оторвать?” Очарованный актрисой, он ревновал ее ко всем мужчинам, с которыми Наталья общалась по работе. Музыкант не пропускал ни одного выступления Кустинской. Наташа выходила на сцену, певец стоял за кулисами.

«Я говорила ему: “Муслим, ты только не показывайся на публике, иначе сорвешь мне концерт, все будут скандировать только твое имя и вызывать на сцену” – смеялась Кустинская.

Но музыкант не выдерживал. Он так хотел быть рядом с Натальей, что в конце программы садился за рояль и начинал ей аккомпанировать. На два голоса они пели песню Раймонда Паулса из фильма “Три плюс два”: “Пусть говорят, что любовь — это яд…” “Ведь не любить — значит не жить...” — вторили зрители из зала. Влюбленные не замечали никого вокруг, они пели друг для друга. А потом, взявшись за руки, шли бродить по сонному городу.

«У нас были очень светлые, абсолютно платонические отношения, — продолжала рассказывать Наталья Кустинская. — Я, бывало, обижалась по пустякам, убегала от Муслима в гостиницу. На следующий день, увидев меня, он подхватывал меня на руки, кружил и говорил: “Наши отношения — “укрощения строптивой”. Помирившись, мы отправлялись в один из загородных ресторанов, где Муслима не могли достать многочисленные поклонницы. В пять утра я боялась идти в номер мимо дежурной и просила Муслима меня проводить, и он с детской непосредственностью признавался: “А я тоже боюсь, Наташа”. Он был очень скромный, честный, просто необыкновенный человек. Помню, мы спускались по лестнице рука об руку, и он постоянно напевал марш Мендельсона. Муслим был свободен, а у меня был жених — дипломат Олег. К сожалению, нам пришлось расстаться. Он мне звонил еще три года. А потом я узнала, что он женился. Я была очень рада за него: Тамара Синявская — очень красивая женщина и талантливая певица. Я искренне желала им счастья».

Белые ночи

Наталья еще ранее на одном из приемов встретила мужчину, который не слышал и не знал о ней абсолютно ничего!

Олег был дипломат и только вернулся в Советский Союз. «Олег приезжал ко мне на съемки в Ленинград. Стояли белые ночи, мы бегали босиком по лужам, возвращались в гостиницу под утро, - вспоминала актриса. - Олег был очень красивый, стройный, талия у него была, как и у меня, — 46 сантиметров. Однажды на дачу, где мы в компании проводили выходные, приехала жена Олега. Он не струсил, не стал юлить, а прямо сказал ей: “Люся, я не хочу тебя обманывать, вот видишь эту женщину? Я ее очень люблю. И я с нею остаюсь навсегда”. Он так и сделал. Мы поженились».

В отличие от Чулюкина, Олег никогда не позволял себе устраивать жене сцены ревности. Тем более что вскоре выяснилось, что Наталья беременна. С появлением в семье сына Димы обстановка в доме резко изменилась. Малыш рос беспокойным. Бессонные ночи изматывали обоих родителей. Пеленки, каши, прогулки по расписанию… Отдушиной для супругов стало появление в доме гостей.

Наталья Кустинская со вторым мужем, дипломатом Олегом Волковым.

Любовь-стихия

Встречать новый, 1970 год к Наташе Кустинской напросилась ее партнерша по фильму Наталья Фатеева. Семейная жизнь у подруги дала трещину. Не желая оставаться на праздник с мужем — космонавтом Борисом Егоровым – наедине, она позвонила Кустинской.

«Наташа Фатеева вся светилась. У нее был роман с румынским певцом Даном Спэтару. Я была удивлена, ведь еще недавно она упорно добивалась Бориса… Спрашиваю: “Как же вы будете дальше жить?” Фатеева говорит: “Каждый будет жить своей жизнью. Разводиться Борису все равно никто не даст”. Космонавтам в то время нельзя было разводиться».

Желая развлечь гостей, Наталья Кустинская села за пианино, сыграла близкие ее сердцу мелодии: “Элегию” Рахманинова, этюды Шопена. Борис Егоров был изумлен: “Откуда вы, Наташа, узнали, что это самые любимые мои произведения?”

С третьим мужем, космонавтом Борисом Егоровым.

Весь вечер гость не отходил от подруги своей жены ни на шаг. А потом стал приходить на каждый спектакль с участием Натальи Кустинской. Она уезжала на гастроли, Борис тут же ехал за ней следом, стоял за кулисами. Статный, красивый, настоящий герой своего времени: мастер спорта по альпинизму, мастер спорта по подводному плаванию, врач, космонавт.

Чувства захватили и Наташу. Это была любовь-умопомрачение, любовь-стихия. Борис ни на минуту не отпускал Наташиной руки. Она нужна была ему каждый день, каждый час. Наконец он нашел свой идеал.

Жизнь Наташи Кустинской стала похожа на мелодраму. Она разрывалась между долгом и любовью. Муж Олег, узнав о ее отношениях с Борисом, отравился, попал в больницу. Наташа долго его выхаживала и попросила Бориса оставить ее в покое. Но не тут-то было! Космонавт не привык отступать. Он буквально поселился у любимой на лестничной площадке и каждый час звонил ей в дверь... И Наташа решилась. Взяв на руки 9-месячного сына, она ушла из дома. Их приютил Юра Сенкевич. За неимением одеяла, “молодые” спали, укрывшись флагом от папирусной лодки “Ра”. Это было лучшее время их жизни. Медовый месяц растянулся на год.

Счастливейшая из женщин

Борис был человеком риска: увлекался альпинизмом, подводным плаванием, дельтапланеризмом. Наташа вместе с ним гоняла на мотоцикле и на гоночной машине. Ее ничуть не раздражало, когда посреди их шикарной гостиной неделю-другую стоял разобранный мотоцикл или мотор от машины.

Наталья чувствовала себя счастливейшей из женщин. Борис много времени уделял ее сыну Диме, которого в домашнем кругу называли Митей.

Борис говорил с мальчиком, начиная с его трехлетнего возраста, по-английски. Уже подростком Митя блестяще знал язык и водил машину.

О нарядах актрисы ходили легенды. Наталья Кустинская вспоминала: «Помню, шли мы в Дом кино встречать Новый год. У меня был туалет совершенно сумасшедший: белоснежное длинное платье с большим разрезом, на бриллиантовых бретельках. Поверх него я накинула светло-голубое боа с серебряными нитями. Слава Тихонов, увидев меня, подошел и расцеловал мне обе руки. А Герасимов сказал: “Прекратите говорить о Кустинской. Из-за таких, как Наташа, раньше войны были”.

Подруга привозила Наталье платья из парижского дома моды. Появляться в одном и том же туалете на приемах в посольствах она считала неприличным. Заплатив кругленькую сумму денег, она брала платье напрокат. Продефилировав в наряде вечер, она отдавала его обратно и брала новый костюм.

Наталье казалось, время процветания и комплиментов будет длиться вечно. Только актриса сыграла в фильмах “Стажер” и “Вечный зов” серьезные драматические роли, как случилось непоправимое. Репетируя в Театре киноактера в музыкальном спектакле “Целуй меня, Кэт”, Наталья взбежала по лестнице наверх и с высоты прыгнула, как ей казалось, прямо в руки партнера… Но актер забыл мизансцену, отошел в сторону… И Наталья на 18-сантиметровых каблуках рухнула на пол.

Большая берцовая кость была раздроблена на осколки. Год актриса провела на костылях. Когда Наталья начала делать первые шаги, случилось новое несчастье.

«Я с собакой шла гулять, она меня потянула, я упала и покатилась вниз головой по лестнице. В Склифе поставили диагноз: перелом основания черепа с кровоизлиянием в мозг», - вспоминала актриса.

Долгие месяцы она провела в больнице. Борис навещал ее редко. Проснувшись однажды посреди ночи, Наталья увидела у окна силуэт женщины. Поняв, что больная не спит, дама поспешила выйти из палаты. Через несколько месяцев, когда Наталья вернулась домой, Борис Егоров… познакомил ее со своей хорошей знакомой. Наташа тотчас узнала в ней ночную гостью и, конечно, догадалась, что она была любовницей Бориса.

«Это было второе предательство в жизни, которое, как он ни просил, как ни умолял, я простить не могла. После 19 лет брака, после такой любви, которая у нас была…».

“Не жила и не умирала”

Вскоре Борис Егоров женился на зубном технике, Наталья Кустинская вышла замуж за профессора МГИМО Геннадия Хромушина. Но оба… продолжали звонить друг другу.

«Борис говорил: “Кошка, давай начнем все сначала!” Теперь я понимаю, что нужно было его простить, но тогда не могла…», - сетовала актриса.

В перестроечные годы жизнь Натальи резко изменилась, она мало была занята в театре, в основном трудилась по хозяйству: стирала, готовила, бегала по магазинам — потерялась, растворилась в мелочных заботах.

Перемолола жизнь и Бориса Егорова. Он вынужден был оставить свой именитый институт биотехнологии, пробовал заняться бизнесом. А через два года — в 1994-м — Бориса не стало. Он умер в одну минуту. Врачи были бессильны: оторвался тромб.

Смерти одна за другой преследовали Наталью. Ушла из жизни нянечка Маруся, вырастившая ее с двухнедельного возраста. Не успела Наталья оправиться от горя, как умер муж Геннадий. Сын Митя, потеряв 7-месячного ребенка, впал в депрессию, начал пить. А в 2003 году Наталье сообщили о смерти Мити при странных обстоятельствах. Врачи при вскрытии поставили диагноз “сердечная недостаточность”.

Судьба подвела черту. У нее не осталось ничего: ни близких, ни работы. Наталья не жила и не умирала. Алкоголь стал для нее наркозом. В беспамятстве было не так больно жить.

«Был такой период после смерти Мити, — тихо говорила хозяйка, — я понимала, что я себя гублю. Ради памяти сына взяла себя в руки, начала радоваться каждому прожитому дню».

Потеряв всех своих близких, Наталья Николаевна обрела новых друзей. У нее часто гостила медсестра Нина и импозантный мужчина Володя, живущий по соседству. В свое время он закончил физико-математический факультет МГУ. И тоже пережил тяжелый период в своей жизни. А закодировавшись, предложил Наталье руку и сердце. Она обещала подумать, как вдруг 43- летнего друга не стало. Он скоропостижно умер от рака печени.

Последние 9 месяцев Наталья Николаевна не вставала с постели. Каждое ее утро начиналось с молитвы. Она держала под подушкой икону, которая досталась ей от отца. Все это время за ней ухаживал 50-летний медбрат Андрей из патронажной службы, которую возглавляет бывшая актриса Ольга Гобзева, которая приняла постриг и стала монахиней. Предупреждая все наши вопросы, Андрей говорит: «Не подумайте, Кустинская не завещала мне квартиру, и даже не говорила, кому она ее оставит».

Из близких у Натальи Николаевны остался только бывший муж Олег Волков, он болен раком, лечится и ни с кем сейчас не общается. Всех, кто звонил с предложением о помощи, актриса просила об одном: «Сходите на кладбище к Мите».

«Теперь будут вместе», - говорят друзья Натальи Николаевны. Актриса просила похоронить ее на Кунцевском кладбище рядом с родителями и сыном.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру