Не сажайте животных в концлагерь

Возможен ли цирк без жестокости?

Я заставила себя досмотреть этот ролик, снятый скрытой камерой, до конца. Мне хотелось закрыть глаза, заткнуть уши, чтобы не видеть и не слышать, как дрессировщик избивает маленькую обезьянку, заставляя ее сделать стойку. Зверек вырывается, кричит от ужаса и боли, но экзекуция продолжается ради того, чтобы удивить зрителей на манеже.

Для очень многих людей цирк — это праздник, на который приходят всей семьей. Акробатика, клоунада и, конечно, аттракционы с животными. Но уже раздаются голоса, что надо убрать диких зверей с манежа. По городам прокатились акции зоозащитников «За цирк без жестокости».

Готовы ли мы к тому, чтобы медведи, тигры, слоны, ламы, гепарды и кенгуру навсегда ушли с арены? Народные артисты России, известные дрессировщики Николай Павленко и Таисия Корнилова обратились в «МК», чтобы рассказать о своей методике работы с дикими животными и о своих опасениях.

Возможен ли цирк без жестокости?
Купание слонов в Финском заливе. Фото из архива Таисии Корниловой

Наш разговор, естественно, начинается с обсуждения нашумевшего видеоролика. Мои собеседники единодушны: «Эти обезьянки не смогут работать, их сломали. Человек явно вышел из рамок психологического контроля, он неуравновешен. Если бы он проходил аттестационную комиссию, психологи и опытные дрессировщики наверняка выявили бы его неадекватность. Он не может остановиться в наказании. Очевидно, что такому человеку нельзя работать с животными. Но по этому случаю нельзя судить обо всех дрессировщиках».

Однако ситуация накалена до предела. Артисты не чувствуют себя в безопасности и переживают за судьбу своих четвероногих артистов.

— Нам угрожают физической расправой, — говорит Таисия Корнилова, представитель старейшей цирковой династии дрессировщиков слонов, — а наших животных грозят уничтожить, чтобы они не мучились. Боимся, что им могут подсыпать отраву. Недавно активисты одной общественной организации перед представлением принесли в кассу цирка на Цветном бульваре траурные венки с изображением четвероногих артистов. На черных ленточках — надпись: «От друзей». Мне это больно. Вся моя жизнь связана со слонами, которых я даже не могу назвать партнерами. Они — моя семья.

Молодой дрессировщик кошек и собак Евгений Комисаренко рассказывает мне, как на днях кто-то выпустил из вольера в цирке на Цветном бульваре всех кошек: «Вечером, как обычно, покормили животных и уехали домой. В семь утра звонок: срочно приезжайте, ваши кошки бегают по цирку! Я даже подумал, что не закрыл вольер. Приезжаю: передняя дверь заперта на карабин, а задняя — настежь! Скоба с болтом — на полу. Кошки не могли раскрутить, они не обезьяны. К счастью, удалось поймать всех кошек, и с ними не случилось беды».

Таисия Корнилова показывает пачку писем в поддержку русского цирка. Европейские и мировые цирковые ассоциации, известные цирки обеспокоены тем, что происходит сегодня в России. Даже принцесса Монако Стефания присоединила свой голос.

— Животное можно чему-то научить, только если оно в состоянии расслабления, а не в стрессе, — убежден Николай Павленко, который работает в цирке уже 40 лет. — Хотя я далек от антропоморфизма (очеловечивания животных. — Е.С.), но все равно у нас много общего. Мы перекликаемся. Если человек понимает слово, то животное — подкормку и отношение. Не представляю, как можно учить зверей путем насилия. Тигр — мощное животное, он способен перекусить что угодно, но у него очень хрупкая нервная система, которую легко сломать…

В аттракционе Николая Павленко 14 тигров. Он не приобретает животных, а занимается разведением. Воспитывает уже шестое поколение. Лишь иногда меняет самцов, чтобы не было родственного скрещивания.

— Вот они лежат, потом встают и одновременно идут по манежу — один быстро, другой вразвалочку, — и выстраиваются, как им хочется. Разный темперамент, разные взаимоотношения. У меня в руках один шамберьер, который используется при дрессировке лошадей. Инструмент — это продолжение руки. А тигры как истинные хищники норовят высунуть лапу с когтями из вольера и схватить. Я работаю бесконтактно, на расстоянии. Никогда не пользуюсь водой, не прибегаю к помощи других людей. Палочка и вилка, на которую накалывается мясо, — вот и все. Я люблю тигров, которых выкормила мать, а есть дрессировщики, предпочитающие выкармливать зверей из сосочки. Если у меня плохое настроение, лучше не буду репетировать. Я не продвинусь, но могу сделать неверный шаг, который придется долго исправлять.

Дарья Костюк, ведущая артистка Цирка на проспекте Вернадского, дрессирует гепардов, собак, кенгуру. Оказывается, гепарды — одни из самых трусливых животных. В цирке их очень мало, поскольку работа с этими грациозными хищниками требует невероятного терпения.

— У нас 10 животных в группе, больше половины из них контактные, а четверо — нет, — рассказывает молодая дрессировщица. — Ни погладить, ни мясо взять с руки, потому что они попали к нам взрослыми. Им комфортнее воспринимать информацию на дистанции. Задача дрессировщика — найти к каждому животному индивидуальный подход. Одни радуются, когда их трогаешь, другие настороженно относятся к любой попытке человека нарушить личное пространство.

Я спрашиваю про знаменитый трюк, когда тигры прыгают сквозь огненное кольцо. Как заставить зверя пренебречь инстинктом самосохранения и броситься в огонь?

— Любому животному, начиная с собачки и кончая слоном, пройти в замкнутое пространство страшнее всего, — объясняет Николай Павленко. — Поэтому прыжок в кольцо, даже без всякого огня, — самое сложное. Этот трюк готовится долго. Сначала тигр прыгает с тумбы на тумбу, а потом начинаешь подставлять кольцо огромного диаметра. У меня большое кольцо, ему уже 100 лет, в течение которых наш аттракцион передается из рук в руки. Раньше я поджигал фитили с бензином, но было много дыма, теперь поставил газ. С этим аттракционом я выступаю в Гонконге и Сингапуре, где очень жесткие требования к работе с животными, и специальная комиссия дает разрешение только тогда, когда в дрессуре нет насилия. Один тигр у меня не прыгучий, ему трюк не нравится, он всегда начинал рычать. Я и это использовал. Зрители смеялись.

А недавно одна тигрица вдруг начала спрыгивать с тумбы. Команд для тигров нет, слов они не понимают, реагируют на голос, кличку, интонацию и движение. Николай подошел к бунтарке и... запел: «Ой, моя хорошая!» А потом угостил куском мяса. На следующий день все повторилось. «Забастовка», пение, мясо. А через неделю артистка перестала капризничать.

Таисия Корнилова и ее сын Андрей Дементьев-Корнилов не приобретают слонов, отловленных в дикой природе. Их гиганты родились в заповедниках.

Знакомство с малышом начинается с бережного приручения. Он чувствует себя ребенком в семье людей.

— Холим и лелеем, чтобы слоненок привык к нашим рукам, преодолел страх. Только тогда он сможет выйти на манеж. До 6 лет мы сами ему ножки поднимаем и обучаем командам. «Монт» — сделай стойку, «анарьер» — задний ход… Поощряем каждый успех. Если слона бить баграми, кнутами и палками, из него ничего не получится.

У мастодонтов обостренное чувство справедливости. Если со слоном обошлись несправедливо, он затаит смертельную обиду и будет годами вынашивать план мести. От одного известного дрессировщика, повалив тяжелые ворота, сбежали два слона.

— Некоторые трюки репетируем по 5 лет, — открывает секреты Таисия. — Два года назад мой сын Андрей Дементьев-Корнилов привез из Гуанчжоу новую слониху. Она — прирожденная артистка, мы ничему ее не учим, Марго сама копирует больших слонов. Вчера случайно выпустили вместо взрослой слонихи играть в футбол — и все получилось! Марго понимает язык, чувствует настроение. Наказываем только в одном случае: если слон бросается на человека. Моя мама, которая в свои 86 лет работает в цирке, в таких случаях пользуется веником. Слоны боятся громких звуков. Они пугаются грома и... тростниковой палки, потому что она тарахтит.

Муж Таисии — Алексей Дементьев-Корнилов — несколько лет назад разбился в автокатастрофе, когда сопровождал слонов на гастроли. Животные на расстоянии почувствовали беду. Они кричали, метались в фургоне, а любимица Алексея слониха Флора испытала такой нервный срыв, что больше не смогла выступать. Теперь она в зоопарке.

Корниловы не приковывают слонов, как это делалось раньше. Животные свободно перемещаются в слоновнике.

— При каждой возможности вывозим наших слоних на природу гулять и купаться. Но людям это тоже не нравится. Когда наши животные купались в Финском заливе, поступили жалобы, и нам выписали штраф за загрязнение залива. Спасибо Брынцалову: он нам предоставил свои озера под Кисловодском для купания слонов, — говорит дрессировщица.

Они лечат больных детей общением со слонами. На очередных гастролях в цирк привезли пятилетнюю девочку из-под Казани, которая не держала головку, почти не ела, но пообщалась со слонами и пошла на поправку. В Астрахани 20 детей с ДЦП катали на слонах, как на дельфинах.

А когда на гастролях в Екатеринбурге пала слониха, которая проработала на манеже 40 лет, хоронили ее по индийским обычаям. Городские службы сначала потребовали распилить тушу. Но Таисия была непреклонна: «Я не могла так поступить. Кремация обошлась нам почти в 150 тысяч рублей. А прах слонихи в урне я отвезла в Ригу, к своему мужу».

Я слушаю бесконечные истории из жизни цирковых животных, как «Тысячу и одну ночь». И понимаю, что без любви к слонам, тиграм или гепардам были бы совсем другие сюжеты. Ну, скажите, станешь ли ты помнить, что твой любимый тигр прожил ровно 21 год 4 месяца и 11 дней, если он для тебя только способ зарабатывания денег?

Увы, есть дрессировщики, для которых звери — прибыльный бизнес. Чтобы быстрее подготовить трюк, они не остановятся ни перед чем. Нашумевший ролик снимался скрытой камерой. Понятно, что пытки не терпят свидетелей. Поэтому выход только один: цирк должен стать открытым.

— Веб-камеры — это деньги, которые сейчас важнее потратить на ремонт. Цирковые здания нуждаются в реконструкции, — говорит Николай Павленко, который работает сейчас в Ивановском цирке, — но я поступил проще. Повесил в кассе объявление, что все желающие могут прийти ко мне на репетицию. И, знаете, массового наплыва не было, потому что репетиция с животными — это скучно. Дрессура — очень кропотливый труд. Вот вчера впихивал тигрице мясо на вилке, а сегодня она сама проявила интерес. Кому это интересно, кроме дрессировщика?

Может быть, и так. Но если бы в цирках были установлены веб-камеры, день и ночь в режиме онлайн фиксирующие закулисную жизнь тигрятников, слоновников, конюшен, все бы только выиграли. И люди, и животные.

И еще. Чтобы отсеять потенциальных садистов, необходимо принять, наконец, закон о защите животных, ввести аттестационные комиссии, в составе которых будут психологи. Они смогут выявить тех, кого нельзя подпускать к животным даже на пушечный выстрел. Потому что аттракционы из концлагеря нам и правда не нужны!

SOS!

Ризеншнауцеру по кличке Рэй примерно три года. Минувшей зимой хозяин бросил его на улице, на прощание дал команду «сидеть!» Пес послушно сидел, пока не замерз. Тогда он начал звать на помощь — жалобно скулить. Незнакомая девушка пожалела Рэя и взяла его с собой. Пес подумал, что его ведут домой, и всю дорогу доверчиво заглядывал в глаза. Девушка показала Рэя ветеринару, но оставить у себя не смогла: у нее дома пять своих собак.

Сейчас пес веселый, ласковый и очень красивый. Знает команды, приучен к поводку, хорошо переносит поездки в автомобиле. Здоров, привит, с паспортом. Рэю нужен ответственный и добрый хозяин, который не будет держать его на цепи, а приведет в дом.

Звоните: 8-905-783-11-07

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру