Распределение студентов после вузов противоречит действующей конституции

Такое мнение высказали руководители университетов

Инициатива Госдумы, способная вернуть обязательное распределение студентов после окончания вузов, всколыхнула все образовательное сообщество. Какими могут стать ее последствия? Усложнится или упростится студенческая жизнь после появления закрепленного в обязательном контракте с универом требования «оттрубить» двухлетний срок на благо своей страны?

Такое мнение высказали   руководители университетов

Напомним — речь идет исключительно о «бюджетниках», на обучение которых государство тратит существенные средства, а они часто не оправдывают вложения, игнорируя профессию, уезжая за рубеж и т.д. Поэтому, если поправки в Закон о высшем образовании будут приняты, при приеме на учебу абитуриенты станут в обязательном порядке подписывать договор, который обяжет их отработать по распределению не менее двух лет либо вернуть деньги за обучение.

Комментируя возможность возрождения распределения, специалисты из образовательной сферы вообще сомневаются в возможности этого, поскольку такой реформе препятствуют наше отечественное законодательство.

- Мне понятна, откуда дует ветер – у нас действительно есть отрасли, в которых много выпускников не идет работать по специальности или не хочет ехать в регионы, - говорит ректор Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова Владимир Нечаев. - Но в нынешнем виде эта инициатива не реалистична. Во-первых, это не согласуется с правовым полем РФ – у нас есть право на высшее образование, и при этом по Конституции никого нельзя принудить к выбору профессии или рода занятий. Я уверен, что Дума не поддержит этот проект или его впоследствии опротестует Конституционный суд. Плюс, нельзя забывать про аспект «иждивенчества», порождаемый такой системой — государственное устройство на работу является опекой, которая плодит неактивных и неконкурентоспособных. Проблема в первую очередь не в выпускниках, а в привлекательности рабочих мест. «Принудительный трансфер в Сибирь» не будет эффективен.

Ректоры ВУЗов рассказывают о собственных системах, которые являются успешно действующими методиками по удержанию студентов на их специальностях, и эффективно работают и без возрождения пресловутого распределения.

- У нас уже более 10 лет работает структурное подразделение – Центр содействия трудоустройству, - говорит проректор по учебной работе Санкт-Петербургского Государственного педагогического университета им. Герцена Виталий Кантор. - Наши исследования показывают, что более 80% выпускников и так планируют работу по специальности. Да, государство имеет право требовать отдачи тех денег, что оно вкладывает в студента (в среднем около 80.000 рублей затрачивается в год на подготовку специалиста), однако возвращать в советском виде систему распределения неправильно – труд по принуждению неэффективен. Нужны иные схемы взаимодействия государства, вуза и студента – например, целевой прием по направлению от органов власти, образовательных учреждений и т.д. Мы это давно и успешно это практикуем — у нас более 90 организаций-контрагентов на целевой набор. К слову, среди «целевиков» большой конкурс! Эти люди понимают, что им придется отрабатывать «аванс» от работодателя, и не боятся этого.

У «принудиловки» есть и другие минусы – как, к примеру, увязывать её с правом студента на поступление в магистратуру или аспирантуру? Пойти перед аспирантурой на отработку по распределению – значит, выпасть из процесса на два года, пусть и занимаясь своим делом. Это риск выпасть из научной работы и серьезно отстать.

- Ведомственная система непрерывной подготовки кадров сегодня существует во многих местах – например таких, как наша железнодорожная система, - утверждает проректор по учебной работе Московского государственного университета путей сообщения Валентин Виноградов. - И работает она хорошо: 70-80% студентов по железнодорожным специальностям – это целевой набор, по техническим специальностям целевой набор составляет 60%, по экономическим направлениям – 50%. Молодые специалисты в нашей сфере получают льготы, в том числе на ипотеку – целый ряд мер совместно с работодателем позволяют этому механизму работать эффективно.

А начальник Управления довузовской и целевой подготовки, профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех» Евгений Никулин приводит еще один пример удачного современного подобия распределения – это государственный оборонный заказ, направленный на подготовку кадров для оборонного комплекса: «Предприятия доплачивают студентам к стипендиям, обеспечивают реальной практикой, трудоустраивают, обеспечивают дальнейшие бонусы – от соцпакетов до льготной ипотеки».

Мнение же самих студентов озвучил экс-председатель Студенческого совета вузов Санкт-Петербурга Антон Калинин:

- Студенты сейчас уже на 2 курсе начинают работать. И обычно работают они не по той специальности, на которой учатся – это нормально. И часто к концу учебы студент уже является специалистом, порой даже на хорошей должности – вот только не в той сфере, в которой учится. И диплом становится для него формальностью. Наверное, это не есть хорошо, но в любом случае принудительно направлять его на работу по институтской специальности неправильно. Я провел опрос 570 выпускников вузов на тему их отношения к такой реформе. Готовы ли они поехать по распределению в чужой регион? Почти две трети готовы поехать без всякого принуждения, но с учетом гарантий – жилья, зарплаты, работы и т.д.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру