Вот сейчас в Болгарии, Варне, собрались к началу Черноморской регаты-2014 большие парусники. На каждый можно подняться, посмотреть, поболтать с экипажами. Поболтать по-русски. Потому что сюда, кроме кораблей из Болгарии, Румынии, Турции и даже Пакистана, пришли четыре именитых российских судна: "Мир", "Седов", "Крузенштерн" и "Надежда". А еще красавица "Running on Waves" - "Бегущая по волнам", которая была построена в 2011 году благодаря россиянам.
На борту "Надежды" - мальчики-курсанты. Из Владивостока. Чтобы попасть в регату, парусник вышел оттуда еще в феврале. Считай, половина кругосветки. Поговорить с этими мальчиками - как надышаться морским воздухом.
В 16-17 лет у них уже есть цель: стать штурманами. А из штурманов дальше - в старпомы, в капитаны. Парни рассказывают, как страшно было в первый раз работать на реях, и как не отходили от борта в качку - тошнило, а теперь уже все ок.
Единственная их стоянка в пути была во Вьетнаме, но можно считать, например, что они были в Египте - проходили же Суэц...
И рассказ этот нехитрый, и на вопросы они отвечают с детской еще открытостью, но понимаешь: мальчики с "Надежды" дадут сто очков вперед нежным московским старшеклассникам, которые познают жизнь по iPad'у.
А главное - они вряд ли способны на подлость, морские мальчики. Таких выбирают на парусную практику и так их тут воспитывают.
Хорошую, кстати, фразу мне подарили бывалые друзья. Из области воспитания на флоте новичков, которые не слушают старших: "Эх ты, карасИна ушастая, у тебя еще домашние пирожки из попы торчат, а у меня вся попа в ракушках".
Вряд ли это хоть раз говорили Маше Нищевой, третьему помощнику капитана на "Крузенштерне". Маша училась в Ейске, в рыбопромышленном техникуме, а теперь сама учит курсантов. И лишний раз повторять задания ей не надо - все сделает лучше других.
- Что, - спрашиваю, - Маша, самое трудное?
И ожидаю ответа вроде "подолгу не бывать дома" или "женщине на флоте пробиться сложно".
- Вокруг столько разных характеров, - отвечает юная Маша, курсантов имея в виду, - С каждым надо работать по-своему.
Тут как раз приходит ушастый "характер" позаниматься, и они с Марией в рубке начинают чертить маршрут.
А свой молодой человек у Маши есть - он на "Крузенштерне" старший матрос. Радист. Поэтому любимая женскими журналами тема "позвонит-не позвонит" не актуальна. Радирует, если что...
На "Бегущей по волнам" курсантов не имеется. Зато она самая красивая из парусников в порту Варны. Самая современная. И к ней стояла самая большая очередь из посетителей, между прочим.
Чертовски приятно, что придумали, продумали "Бегущую" именно русские. В команде - тоже русские. И украинцы. Раздоров между ними я не замечала. Наоборот: бармен Павел родом из Одессы произнес знаковый монолог.
- Я наполовину русский, наполовину украинец. Но вот смотри.
И достает дядя Паша удостоверение ветерана афганской войны.
- Смотри: это советская армия. Если Киев не поменяет политику, ему придется иметь дело не с российской - с советской армией.
Не знаю, поменяет ли Киев политику, или политика поменяет Киев, но с дядей Пашей мы не пропадем.
А "Крузенштерн" на День Победы отклонится от маршрута регаты. Все пойдут так: Варна-Новороссийск-Сочи-Констанца. "Крузенштерн" же зайдет в Севастополь, чего не случалось уже много-много лет.
В фиолетовом небе расцветает салют, корабли гудят на разные голоса. Это значит - завтра в регату.
Умные приборы покажут погоду, покажут, где какой ветер - а это важно, по правилам в регату можно идти только под парусами.
Что будет с родиной и с нами -приборы не покажут.
Но и без приборов понятно: правильное будущее без правильных людей не получится.