Дело в том, что зарубежные модели, с которых мы списали свой ЕГЭ, прежде всего американская, предполагают, во-первых, сдачу выпускных экзаменов в течение года-двух, а не пары недель; во-вторых, право пересдачи не устраивающей оценки; а в-третьих, и это, пожалуй, главное, зачисление в вуз не столько по результатам экзаменов, сколько по уровню мотивации ребенка. Ее отражает портфолио, где собраны и эссе, в котором абитуриент объясняет, зачем ему данный университет и зачем университету он сам. И дипломы победителя конкурсов. И рекомендации руководителей кружков, в которых ребенок занимался в школе, с перечислением его научных достижений. И много еще всякого разного, чего не купишь — например, свидетельства спортивных успехов.
Все эти правила придуманы для стран, где давать взятки и совершать другие нечестные поступки — дурной тон, а уличенные в них губят свою репутацию навсегда. То есть рассчитаны на ходячую добродетель. Но даже ее законы не провоцируют на нарушения, а обеспечивают разумными правилами игры. То есть работают на общество, а не на коррупционеров. А что у нас?
Мы берем зарубежную модель, выбрасываем оттуда все лучшее, а оставшееся разбавляем доморощенными придумками, вроде оценки работы всех ответственных за образование: от учителя до губернатора — по итогам ЕГЭ. Плюс принимаем взаимоисключающие решения, типа тотальный ЕГЭ и одновременно обязательная всеобщая одиннадцатилетка. И радуемся жизни как ревматики на курорте: мол, вот какая у нас классная модернизация. А потом в недоумении чешем репу: откуда столько нарушений на экзаменах?
А что еще может быть в обществе, выживающем не благодаря, а вопреки принимаемым законам? При бесчеловечной системе, обмануть которую — акт особой осмотрительности и доблести граждан? Вас удивляет, что не списывает только ленивый? Да удивлять должно не это, а то, что хоть кто-то не списывает!
Впрочем, нет худа без добра. Очевидный даже для властей провал кампании 2013 года заставил многое пересмотреть в ЕГЭ. И, что самое удивительное, в верном направлении: с одной стороны, наведение порядка на экзаменах, а с другой — очеловечивание правил.
Минобрнауки готово разрешить пересдачу экзаменов по любому школьному предмету до трех раз в текущем учебном году: в апреле, в мае-июне и в июле. (Сейчас возможна лишь одна пересдача, причем только по обязательным предметам и только при получении «неуда».) Причем экзамены будут проходить как в постоянно действующих пунктах приема экзаменов (ППЭ), так и в независимых центрах проведения ЕГЭ. Первые четыре таких центра, где можно сдавать экзамен в течение всего учебного года, уже открыты, а Рособрнадзор, по словам главы ведомства Сергея Кравцова, готов растиражировать их опыт по всей стране.
Предлагаемые новшества могут вступить в силу с 1 сентября 2016 года. И если властям удастся не совершить прежних ошибок, дадут положительный результат.