Инженерное образование наконец приблизится к производству

Старшекурсников будут доучивать на предприятиях

23.06.2014 в 16:01, просмотров: 4313

Расширение экономических санкций против России с неизбежностью вывело на первый план проблему инженерного образования. Именно ею озаботился президентский Совет по науке и образованию, заседание которого прошло 23 июня в Екатерининском зале Кремля.

Инженерное образование наконец приблизится к производству
фото: Михаил Ковалев
Виктор Садовничий

Времена, когда физики у нас ценились выше лириков, а наша страна лидерствовала в области образования и науки, давно прошли.

— К сожалению, в 90-е годы мы потеряли прежнюю популярность инженерной сферы и инженерного образования и стали говорить: «Мы всё купим». А сейчас это очень актуально, — охарактеризовал «МК» ситуацию член президентского Совета по науке и образованию, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. — Между тем, инженер в переводе означает «изобретатель». Приучать к этому надо со школы. А в высшем образовании ключ — это фундаментальность образования. Нельзя учить инженера на конкретное изделие или направление: оно устареет до того, как он закончит вуз. Впрочем, главная проблема заключается в том, что мы потеряли интерес к инженерному образованию, в результате чего оно потеряло приоритеты: сегодня конкурс на инженерные специальности меньше двух баллов, а на экономические — восемь баллов. Задача Совета — переломить это настроение в обществе.

Делать это надо срочно, заявил «МК» депутат Госдумы Николай Булаев: «Сейчас во времени и пространстве совпало сразу несколько факторов. С одной стороны, это — проблема инженерного образования, о которой мы знали давно. А с другой — экономические санкции. И это — катализатор, который заставляет нас не просто действовать, а мчаться вперед, задрав штаны. Ведь именно инженерное образование определяет рубеж инновационного, а значит, и экономического развития страны.

Отсюда и главная задача нынешнего заседания Совета: «решить, как в кратчайшие сроки создать механизм подготовки качественных инженерных кадров. А то людей с инженерными дипломами у нас сейчас много, а хороших инженеров нет. В итоге предприятия ищут старые кадры и к ним берут студентов», — констатировал «МК» директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

— В советское время, конечно, были шутки по поводу того, сколько получают инженеры. Но отношение к ним было очень серьезным, — напомнил Владимир Путин участникам заседания.

Кое-что для восстановления этого отношения уже сделано: так, с 2006 года в инженерные факультеты российских вузов инвестировано более 55 млрд. рублей. Но «важно сделать новые шаги, направленные на усовершенствование инженерного образования, — заявил, тяжело вздохнув, президент. — Давайте поговорим сегодня о недостатках нынешней системы подготовки инженерных кадров. А также о том, как подготовить специалистов, соответствующих потребностям предприятий, причем не только руководителей, но и линейных инженеров. Именно таких специалистов сегодня катастрофически не хватает отечественной промышленности. В результате ведущие предприятия борются за них. Нельзя допустить, чтобы отсутствие кадров стало сдерживающим фактором развития нашей экономики».

Чтобы избежать этого, глава государства предлагает многое изменить в подготовке инженеров. Первое. Максимально приблизить подготовку кадров к реальному производству. «А то потребности в кадрах ощущаются на Дальнем Востоке, а сами кадры находятся в Москве. Вузы работают, а студенты, которые там учатся, уже знают, что инженерами работать не будут и в другие регионы не поедут. Получается, что инженерные вузы у нас готовят офисных работников». Решение проблемы, по словам Путина, такое: «Базовое образование можно давать в вузах, а на старших курсах студенты могут проходить практическое обучение на предприятиях».

Второе. Педагоги будущих инженеров должны сами знать современное производство. Третье. Надо больше приглашать для преподавания специалистов из-за рубежа. В этом плане, по словам президента, оправдала себя система мегагрантов — приглашения в вузы наших бывших соотечественников из-за рубежа. Четвертое. Студентов должны учить не только педагоги, но и практики с современных предприятий. Для этого Минобрнауки предстоит устранить избыточные, по словам Путина, барьеры, вроде запрета на совместительство для преподавания людей с производства.

Между тем. По данным последних опросов работодателей, те оценивают качество подготовки инженеров лишь на 3,7 баллов по 5-балльной шкале, а 40% молодых специалистов, по мнению глав компаний, нуждаются в дополнительной подготовке.

Наконец, российские студенты будут вести реальные научные проекты для конкретных предприятий: «Знаю, что те готовы финансировать вузовские проекты, — подытожил Путин. — Заделы советского времени по многим направлениям закончились или заканчиваются. Мир переходит на уровни принципиально иного качества. Прежде всего, это вопрос кадров. А у нас сегодня есть и потребности в них, и возможность их подготовки».



Партнеры