Нужны ли школе богатые руководители?

Директора московских школ получают в 2,5 раза больше директоров заводов

1 июля 2014 в 17:56, просмотров: 5834

По данным последних исследований, средний директор московской школы получает 240 тыс. руб. в месяц (для сравнения, средний директор завода в Москве получает 90 тыс. руб.). Между тем учитель получает в среднем около 70 тыс. руб., сообщил накануне мэр Москвы Сергей Собянин. Это на 16% больше, чем в прошлом году, тогда как директорские заработки выросли в 1,5 раза.

Нужны ли школе богатые руководители?
фото: Наталья Мущинкина

На первый взгляд зарплата директора нашей школы — величина объективная. Формально она зависит от числа учащихся и повышающего коэффициента, на который умножается средняя зарплата, а сам этот коэффициент зависит от рейтинга школы и может достигать 1,5, 2, 3, а то и 4. Другая составляющая — результаты «добровольных» диагностик учеников в 4-х и 7-х классах, оценки ГИА для девятиклассников и ЕГЭ выпускников (вот он, краеугольный камень подтасовок результатов экзаменов!), а также победы учащихся в олимпиадах для школьников. Учитываются и директорская выслуга лет с квалификацией.

Но не все, как оказалось, зависит от арифметических действий. Автономность сегодняшней школы, и в первую очередь финансовая, позволяет перераспределять фонд ее зарплат в пользу администрации школы — чего стоят одни стимулирующие надбавки! Так стоит ли удивляться, что жалованье директоров школ более чем втрое превышает учительское и в 2,5 раза — директоров московских заводов. А учителя часто и не подозревают о поступлении на счета школ бюджетных доплат.

Последний такой скандал отгремел в Смоленской области лишь пару месяцев назад. Как оказалось, львиную долю средств, выделенных учителям региона, получили не они, а директора школ и их замы, число которых кое-где доходило до 11! Их премии доходили до 200% от оклада, а зарплаты стали как в Москве — втрое больше учительских (еще зимой 2014 года они были выше лишь на треть).

Правда, все эти сомнительные решения администрации были утверждены школьными профкомами. Но добиться этого «крепкому» руководителю несложно, ведь в его руках и кнут (гонения на слишком самостоятельных профсоюзников), и пряник (премирование профоргов все из того же фонда). С реально же независимыми профсоюзами учителей директора школ ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Не успел, к примеру, московский учитель с 41-летним стажем Александр Преснов (Восточный АО Москвы) перейти в такой профсоюз «Учитель», как тут же схлопотал два выговора один за другим, а через пару месяцев был уволен «за грубые нарушения трудовой дисциплины» — как какой-нибудь хулиган или пьяница.

В советские времена, говорит Преснов, «хотя бы были какие-то инстанции, отслеживающие нарушения законодательства. Сейчас этого нет, а отсюда и полный произвол директоров школ. Если ты активно отстаиваешь свои права, то непременно становишься врагом и противником системы».

Об опасностях, связанных с предоставлением директорам школ излишней «полноты власти на местах», Общественный совет при Минобрнауки предупреждал еще при переходе на эту систему, напомнил «МК» член совета, учитель литературы московской школы №57 Сергей Волков:

— Свобода рук при распределении средств, даже если директор старается быть объективным, часто рождает напряжение в педагогических коллективах — особенно в небольших, где все на виду. Да и коэффициенты, по которым идет расчет, часто кажутся несправедливыми.

На деле система отлажена так, что для чиновников всевластие директора в области финансов уравновешено возможностью снять его с должности без объяснения причин. А вот учителя от этой системы страдают. Да и реальная разница их зарплат по сравнению с директорскими много больше, чем 3,5 раза. Упомянутые градоначальником 70 тыс. руб. — не зарплата, т.е. не одна ставка учителя, в отличие от директора, а полторы, а то и две ставки. Школу, констатировал Сергей Волков, «вынуждают, чтобы у учителя было много часов, ведь тот, у кого их мало, портит статистику. А школа должна отчитаться за рост зарплат».



Партнеры