Машинисты столичного метрополитена утверждают, что старые поезда типа «Еж», которые до сих пор еще курсируют на Сокольнической, Замоскворецкой и некоторых других ветках, куда более надежные, чем новые.
- Если бы такой состав врезался в стену тоннеля, столь масштабной трагедии удалось бы избежать. Старый состав вряд ли сложился бы в гармошку, как это произошло с «Русичем», - говорит машинист метро Василий.
По его словам, в вагонах старых синих поездов рамы сварены из швеллеров, которые плохо гнутся и хорошо защищают при ударе. Новые же вагоны типа «Русич» и 760-й серии обшиты довольно легким металлом, который можно без труда прошить. Плюс кабина машиниста облицована пластиком.
Такие вагоны при сильном ударе складываются как консервные банки, - поясняет машинист.
Одна из причин, почему было решено делать вагоны более легкими, - это нагрузка на рельсы. Ведь чем тяжелее поезд, тем быстрее разбиваются пути, и значит, тем чаще они требуют ремонта. С другой стороны, легкие вагоны оказываются менее устойчивы на путях, особенно когда развивают большую скорость.
Особенность поездов «Русич» в том, что на скорости уже 70-75 км в час они оказываются довольно не устойчивы, начинают сильно раскачиваться и вибрировать, - поясняет Василий.
По словам машинистов, причиной ЧП в метро стала неисправность стрелки — в результате, возможно, короткого замыкания она отошла от ходового рельса. Колеса потеряли сцепление с рельсом, поезд подпрыгнул и сошел в пути.
Проблема в том, что сейчас в метро на всем экономят, - говорит Василий. - Оборудование для путей покупается чуть ли не самое дешевое, соответственно, и качество его, сами понимаете, какое. Буквально на днях нам сообщили, что была зафиксирована неисправность стрелки на путях возле станции «Пятницкое шоссе». И таких проблемных участков по всему метро не мало.
Кроме того, безопасность во многом зависит и от своевременного обслуживания составов.
Колесные пары, например, необходимо регулярно подтачивать, чтобы они оставались круглыми. - поясняет специалист по виброзащите, доктор технических наук Михаил Дашевский. - В процессе движения, особенно во время торможения, колеса имеют свойство стачиваться и постепенно превращаются в многоугольник. Если их не подтачивать, то создается аварийная ситуация.
Специалисты уверены, что в столичном метрополитене в ближайшее время необходимо провести независимый аудит — полное комплексное обследование всей инфраструктуры подземки, чтобы подобная трагедия не повторилась.